Меню Рубрики

Почему нельзя крестить ребенка супругами

Кто может стать крестным младенца? Могут ли муж и жена быть крестными ребенку? Можно ли брать восприемниками близких родственников — родных сестер и братьев, теть и дядей, дедушек и бабушек? Правда ли, что беременной или незамужней женщине нельзя крестить детей? В нашей статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Если человек принимает крещение в сознательном возрасте, то никаких вопросов с выбором восприемников не возникает. Взрослый человек сам отвечает за свое решение. Он наверняка сознательно пришел к вере и захотел присоединиться к Церкви. Чаще всего желающий креститься перед принятием Таинства проходит курс огласительных бесед, на которых ему рассказывают об основах православной веры.

Он сам знает главные догматы Церкви — Символ веры — и может заявить об отречение от сатаны и желании присоединиться ко Христу.

Крещение в младенческом возрасте происходит по вере родителей и восприемников ребенка.

Крестным отцом или матерью может быть верующий, крещеный в православии, воцерковленный человек.

Он нужен не для того, чтобы подержать ребенка в церкви. Восприемник перед Богом ручается за духовное воспитание этого человека, от имени младенца крестный заявляет о своей преданности Христу и отречении от сатаны. Согласитесь, это очень серьезное заявление. И оно предполагает исполнение возложенных обязанностей: причащение младенца, духовные беседы в непринужденной форме, собственный пример жизни в добродетели.

Справиться с такими функциями вряд ли сможет хоть и крещеный, но невоцерковленный человек.

Атеист, иноверец или отлученный от Церкви не может быть крестным: если он пребывает вне Церкви, то как может помочь другим войти в нее? Как научит другого вере, если сам не верит в Бога?

Существует суеверие, что будто незамужняя или беременная женщина не может быть восприемницей. Никаких подобных ограничений в Церкви нет. Мало ли что вам может сказать бабка в храме?! Иногда даже приходится слушать, что незамужней девушке обязательно надо сначала стать крестной у мальчика. Если сделает это — будут ее парни любить. Ну а вот если крестишь первой девочку, то что? Век в девках сидеть? Это еще одно нелепое суеверие.

Вообще-то в Требнике — богослужебной книге, по которой священники служат требы, — указывается, что для крещаемого нужен только один крестный, при этом для девочки — женщина, а для мальчика — мужчина. Это уже потом появилась традиция брать пару восприемников. Если же вы возьмете только одного крестного, то ничего запрещенного в этом нет. К сожалению, бабки в храме не всегда хорошо знают историю Церкви и часто попадаются на крючок суеверий.

В наше время также не могут стать крестными монахи и монахини. Раньше также не существовало такого запрета. Но с чем связана подобная практика? Делается так, чтобы не отвлекать инока от монашеской жизни, не соблазнять его мирским (семья, дети, семейные торжества и празднования).

Также крестными своему ребенку не становятся родные родители. На них и так лежит огромная ответственность за разностороннее воспитание сына или дочери.

Другие родственники спокойно могут стать восприемниками, будь то бабушки-дедушки, тети-дяди или даже старшие братья-сестры.

В наше время не существует однозначного мнения по поводу того, могут ли муж и жена крестить одного и того же младенца.

Сторонники варианта «нет» считают, что крестные родители — это духовно близкие люди, а муж и жена — еще и телесно. Можно найти не одну историю о том, как священник запретил супругам быть восприемниками у ребенка. Но существуют ли такие запреты на каноническом уровне?

А как быть, если парень и девушка сначала окрестили одного младенца, а затем полюбили друг друга и захотели пожениться? Страдать и во всем винить родных родителей крестника за такую «подставу»?

Вместо страданий лучше обратимся к книге Сергея Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении», изданной еще по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В ней уделяется внимание браку между крестными родителями:

В настоящее время 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою.

Можно найти и более давние источники, положительно отвечающие на вопрос «Могут ли муж и жена быть крестными ребенку?».

В указе Святейшего Синода от 19 января 1810 года написано:

Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола.

В указе от 31 декабря 1837 года Святейший Синод снова апеллирует к древним постановлениям об одном восприемнике для младенца:

Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным.

Для тех, кто все-таки продолжал сомневаться, могут ли муж и жена быть крестными ребенку, появился еще один синодальный указ, уже от 19 апреля 1873 года:

Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея.

Надо сказать, что запрет на брак между крестными родителями раньше существовал в Русской церкви, в других же православных церквях о такой практике не знали.

Единственный запрет, дошедший до нас со времен Вселенских соборов, — это 53 правило Шестого (Константинопольского) собора. Оно говорит о невозможности браков между крестным/крестной ребенка и его овдовевшей матерью/овдовевшим отцом.

Также невозможным считается брак между восприемником и его крестником. Но этот вопрос даже не может возникнуть, если у младенца будет один крестный, его же пола.

Предлагаем вам посмотреть, как на вопрос о том, могут ли муж и жена быть крестными ребенку, отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов:

источник

Несмотря на серьезное сопротивление властей, еще в суровые советские годы люди находили возможность провести обряд крещения для своих детей. Согласно ему судьба человека вверяется Господу Богу, а роль духовных наставников закрепляется за так называемыми крестными родителями. В настоящее время крестить детей запрета нет, и этот обряд благополучно перекочевал в статус жизненно необходимых. Отсюда и потребность в таких родителях возросла в разы. Неслучайно и вопрос о том, могут ли быть крестными у одного ребенка муж и жена, выдвинулся на передний план: людей логично волнует правильность выполнения христианского обряда и соответствие его церковным устоям. Предлагаем разобраться в этом вопросе раз и навсегда с учетом авторитетных мнений священнослужителей.

Для начала стоит определиться точнее, для чего вы, собственно, проводите обряд крещения вашего ребенка. Увы, но зачастую он носит исключительно формальный характер, а родители ребенка не особо уделяют внимание заложенному в нем сакральному смыслу. Отсюда и к выбору крестных подходят более чем упрощенно, полагая, что это не более чем формальность. На этот счет церковь дает вполне однозначный ответ: с таким отношением лучше о крещении не задумываться вообще. В чем же заключается их роль?

протоиерей Константин, Санкт-Петербург, 49 лет:

— Есть очень распространенное обывательское заблуждение, что крестный нужен лишь для того, чтобы поддержать младенца в церкви, а после раз в год навещать его с подарками по случаю дня рождения. Надобно понимать, что это полностью извращает суть христианского ритуала, главная цель которого — приобщить ребенка к церкви. А на крестных соответственно возлагается обязанность следить за его духовным воспитанием и принимать активное участие в формировании его жизненных принципов, полностью отражающих известные христианские ценности.

  • причастить ребенка;
  • быть истинным примером в жизни;
  • формировать в крестнике правильную иерархию ценностей;
  • обучать его основным правилам вероисповедания.
Читайте также:  Крем из алоэ в домашних условиях

И это только часть тех серьезных обязанностей, которые в теории закрепляются церковью за крестными. А если женам приходится жить с нелюбимым мужем, то ни в коем случае не стоит соглашаться на подобные приглашения: крестный либо крестная должны жить в гармонии с самими собой, не иначе.

Думается, это очень сильно отличается от жизненных реалий, в которых, как правило, основной уход за детьми сводится к подаркам и редким случайным встречам.

отец Николай, Москва, выпускник Московской духовной семинарии:

— Соглашаясь стать крестным отцом или матерью, вы тем самым подписываете негласный договор с Богом, который возлагает на вас ответственность принимать на себя все грехи крестного ребенка, совершенные им до 16 лет. По сути, вы и только вы отвечаете за него перед Богом. Грустно, что многие относятся к этому моменты откровенно несерьезно, а позже пеняют на невезение в жизни и немилость Божью.

Выбор подходящего человека всегда сложен, если для вас крещение ребенка — не более чем формальный ритуал, за которым ничего не стоит. Ведь вы должны быть уверены в той или иной кандидатуре, душевной чистоте его личности, а также благих намерениях. Если муж, к примеру, изменяет своей жене, то даже если он не уходит, лучше предпочесть другую кандидатуру.

  1. разделение христианских ценностей;
  2. совершеннолетие;
  3. пройденный обряд крещения;
  4. искреннее желание принимать участие в жизни крестника.

К сожалению, однозначного ответа на то, могут ли быть крестными у одного ребенка супруги, церковь на сегодняшний день не дает, отдавая его решение на откуп своим представителям на конкретных местах. Такой подход, конечно, вносит некоторую сумятицу и порождает множество кривотолков, а подчас и совершенно неверных интерпретаций. Поэтому логично будет спросить об этом у человека, который сам не раз проводил обряд крещения и может поделиться соображениями по этому поводу.

отец Дмитрий, священнослужитель Свято-Троицкого кафедрального собора:

— Если взглянуть на каноны, то никакого запрета нет. Это вполне допустимо и может рекомендоваться к практике. Однако в жизни часто в дело вступает несколько иной уровень восприятия ситуации: духовное родство, которое устанавливается между крестником и крестными, гораздо выше любого человеческого союза. В результате, проведенный обряд вступает в противоречие с обрядом брачным. Это напрямую влияет на будущее брака крестных, но никак не воздействует на становление крестника. Вот почему перед проведением обряда крещения следует проконсультироваться со священником по этому вопросу. Он даст вам обстоятельную информацию и при вашем желании полезные советы, которые помогут и вам, и родителям ребенка определиться с окончательным решением.

Другими словами, муж и жена могут могу стать крестными одного ребенка в случае острой необходимости, но церковь не одобряет такого решения, указывая на возможные негативные последствия для уже заключенного брачного союза.

Получается, что принятие решение по этому поводу возлагается целиком и полностью на семейную пару: готовы ли они рисковать своим благополучием ради удовлетворения просьбы об участии в ритуале?

Некоторые священники предлагают и иное прочтение существующей проблемы: участвующие в обряде супруги символизируют собой отца и мать, а ребенку официально дается крестный того же пола, к какому он относится.

Как видим, церковь в вопросе о том, могут ли быть муж и жена крестными, выступает очень корректно, остерегаясь прямых запретов, но предупреждая всех участников ритуала о возможных негативных последствиях процесса. Такой подход стоит признать здравым, равно как и искреннее желание людей узнать все о предстоящем обряде и ответственно подойти к выбору крестных для своего ребенка.

источник

Сообщение evetr » 12 май 2011, 13:32

Сообщение telosveta » 12 май 2011, 16:52

Сообщение olya_ya » 12 май 2011, 17:15

Сообщение 4egivara » 13 май 2011, 17:52

Сообщение Farux » 18 май 2011, 11:33

Сообщение D_ana » 18 май 2011, 12:48

Я вообще слышала, не знаю, насколько это правда, что не только супруги не могут быть крестными у одного ребенка, а люди которые находились/находятся в интимной связи вообще.

добавлено спустя 2 минуты:

Сейчас появилась мысль, что может быть потому, что после крещения они становятся друг другу родственниками, а связи между родственниками это уже инцест?

Сообщение tenb » 19 май 2011, 08:41

Сообщение Малинка3337 » 06 июл 2011, 16:47

Сообщение Maria Mai » 06 июл 2011, 17:12

Сообщение Zuzel » 07 июл 2011, 09:34

Если у Вас так много кресников, то наверняка вы присутствовали на крещении, но вот вслушивались ли вы в то что говорит батюшка, под вопросом. Потому как он спрашивает сначала у кресного, а потом у кресной матери ребенка: «Отрикокиваетесь(т.е. отрекаетесь) ли от связи с кресной метерью(отцом)», а вы должны были сказать: «Отрикокиваемся» , т.е. отрикаемся от связи между кресными. Вот и спросили бы у батюшки почему нельзя, чтобы супруги были кресными.

пы сы Получается они перед Богом должны отречься друг от друга в плане интима.

Истина для всех одна, а правда у каждого своя.

источник

Родители, желающие окрестить ребенка, часто задаются вопросом, могут ли быть крестными муж с женой. Споры на эту тему возникают на православных форумах и среди священников, поскольку существуют как противники, так и сторонники данного мнения.

Прежде всего, родители самого ребенка совершенно точно не могут быть крестными. Что касается иных супружеских пар, то после заключения брака муж с женой представляют собой одно целое, и потому не могут быть восприемниками для одного ребенка.

Однако существует мнение, которое опирается на пояснения к указу Святейшего Синода от 1837 года. Каноны говорят о том, что для совершения таинства крещения достаточно одного воспринимающего крестного, соответственно полу ребенка — крестный отец для мальчиков и крестная мать для девочек. Наличие второго восприемника необязательно, таким образом, двое крестных не имеют между собой духовного родства, а потому могут состоять в браке друг с другом.

В большинстве случаев церковь позволяет супругам крестить одного ребенка, если они не были обвенчаны, т. е. их бракосочетание закреплено только юридически, в ЗАГСе, но не по православным обрядам. Также крестным родителям разрешается вступать в брак после совершения крещения, это не разрушит таинство.

Стоит отметить, что в народе ходят ничем не подтвержденные суеверия, по которым мужу и жене нельзя крестить одного ребенка, так как в результате этого их брак распадется и они расстанутся, либо беда придет к ребенку — он тяжело заболеет или умрет.

Человек, которого хотят видеть крестным, должен обладать некоторыми важными качествами. Прежде всего, он должен быть православным. Человек другого вероисповедания или атеист не допускается к таинству, поскольку суть крещения и назначения восприемника — воспитание ребенка в православии. Единственное исключение — человек католической или протестантской веры, но лишь в том случае, если не нашлось близких православных, желающих крестить ребенка.

Мало быть православным, нужно еще иметь действительно крепкую веру, быть воцерковленным, быть готовым рассказывать крестнику о религии, водить его в церковь. Немаловажную роль играет личное знакомство с этим человеком, поскольку вы доверяете ему своего ребенка.

Как уже было сказано, родители не могут стать крестными, как и посторонняя супружеская пара (за исключением оговоренных выше случаев). Однако другие близкие родственники, даже старшие братья и сестры, подходят на эту роль. Но не стоит упускать из виду, что со временем подростку в некоторых ситуациях было бы легче искать помощи и совета у своего крестного, если тот не является частью семьи.

Важно помнить, что впоследствии ребенка нельзя перекрестить, так как таинство совершается лишь однажды, соответственно, нельзя поменять и крестного.

Если восприемник отказался от своей обязанности по религиозному наставлению ребенка, или проявляет себя еще каким-то дурным образом, то сделать ничего нельзя. Можно лишь молиться за него и надеяться, что он встанет на истинный путь.

Существуют суеверия, по котором незамужней женщине не следует становиться крестной девочки, так как это отрицательно отразится на возможности будущего вступления в брак. Также с опасением относятся к идее выбрать на роль крестного родителя беременную женщину. Такие суеверия категорически отвергаются церковью, они не имеют никаких оснований. Однако стоит действительно подумать, сможет ли беременная женщина или незамужняя девушка со всей ответственностью подойти к воспитанию своего крестника, ведь у одной в скором времени появятся свои заботы, а второй, возможно, не будет хватать жизненного опыта.

Читайте также:  Почему нельзя беременным играть с кошками

Можно заключить, что в большинстве случаев мужу и жене не позволяется быть крестными одного ребенка. Исключениями могут быть лишь те, кто не венчался в церкви или заключил брак уже после обряда крещения. Все же более правильно будет подыскать других крестных. Ими могут быть православные воцерковленные люди, которым вы доверяете и которые имеют достаточно опыта, чтобы стать крепкой поддержкой вашему ребенку на пути познания православной веры.

источник

Предложение быть крестными родителями — это признак того, что вас признали достойным воспитывать нового человека, только появившегося на свет, в христианской морали. Значит, у будущих родителей ваша религиозность не вызывает сомнений. Но все чаще количество крестных для одного ребенка становится камнем преткновения между родителями и церковью. Сколько их должно быть? Могут ли быть крестными муж и жена у одного ребенка? Сколько вообще духовных родителей может быть у человека?

Можно сформулировать ответ на вопрос, могут ли быть крестными муж и жена, следующим образом. Если брак их зарегистрирован только в ЗАГСе, и не был освящен церковью, то, скорее всего, священник православной церкви не будет возражать против того, чтобы супруги стали оба восприемниками на крещении, ведь по законам церкви их брак не скреплен на небесах. То же самое касается следующих случаев, когда быть духовными родителями можно – крестные муж и жена могут заключить свой брак уже после обряда крещения, и все равно останутся при этом крестными родителями.

Современные родители, конечно же, хотят, чтобы крестные родители были близки к семье крестника, и выбирают восприемников из числа друзей или родственников. Обычное количество крестных при обряде – два разнополых человека. Редко кто обходится одним крестным. Причина тому лежит уже не столько в духовном, сколько в материальном аспекте. Крестины налагают на духовных родителей обязанности не только религиозно-познавательные, но и материальные – например, они должны поздравлять духовное чадо с праздниками, а значит, дарить подарки. И, конечно же, считается, чем успешнее крестный или крестная, тем лучше для ребенка.

В глубинке с вопросом, могут ли быть крестными муж и жена, дело обстоит еще проще. Частенько в селах можно столкнуться даже с традицией четырех и более кумовей. Там выбирают две или четыре супружеские пары, и совершенно не заморачиваются подобными вопросами – правильно это или нет, с точки зрения религии. Но если вопросы православия для вас важны, лучше, конечно, проконсультироваться со священником, а потом выбирать крестных. И лучше всего выбирать их не по кошельку, а по сердцу. Действительно верующие люди, даже не будучи крестными по обряду, всегда поддержат вашего ребенка в трудную минуту и направят его на путь истинный, а будут ли они мужем и женой, не так уж и важно. Для вашего ребенка и супруг крестного родителя автоматически будет крестным.

источник

Предложение быть крестными родителями — это признак того, что вас признали достойным воспитывать нового человека, только появившегося на свет, в христианской морали. Значит, у будущих родителей ваша религиозность не вызывает сомнений. Но все чаще количество крестных для одного ребенка становится камнем преткновения между родителями и церковью. Сколько их должно быть? Могут ли быть крестными муж и жена у одного ребенка? Сколько вообще духовных родителей может быть у человека?

Можно сформулировать ответ на вопрос, могут ли быть крестными муж и жена, следующим образом. Если брак их зарегистрирован только в ЗАГСе, и не был освящен церковью, то, скорее всего, священник православной церкви не будет возражать против того, чтобы супруги стали оба восприемниками на крещении, ведь по законам церкви их брак не скреплен на небесах. То же самое касается следующих случаев, когда быть духовными родителями можно – крестные муж и жена могут заключить свой брак уже после обряда крещения, и все равно останутся при этом крестными родителями.

Современные родители, конечно же, хотят, чтобы крестные родители были близки к семье крестника, и выбирают восприемников из числа друзей или родственников. Обычное количество крестных при обряде – два разнополых человека. Редко кто обходится одним крестным. Причина тому лежит уже не столько в духовном, сколько в материальном аспекте. Крестины налагают на духовных родителей обязанности не только религиозно-познавательные, но и материальные – например, они должны поздравлять духовное чадо с праздниками, а значит, дарить подарки. И, конечно же, считается, чем успешнее крестный или крестная, тем лучше для ребенка.

В глубинке с вопросом, могут ли быть крестными муж и жена, дело обстоит еще проще. Частенько в селах можно столкнуться даже с традицией четырех и более кумовей. Там выбирают две или четыре супружеские пары, и совершенно не заморачиваются подобными вопросами – правильно это или нет, с точки зрения религии. Но если вопросы православия для вас важны, лучше, конечно, проконсультироваться со священником, а потом выбирать крестных. И лучше всего выбирать их не по кошельку, а по сердцу. Действительно верующие люди, даже не будучи крестными по обряду, всегда поддержат вашего ребенка в трудную минуту и направят его на путь истинный, а будут ли они мужем и женой, не так уж и важно. Для вашего ребенка и супруг крестного родителя автоматически будет крестным.

источник

С удивлением узнала из темы на форуме, что крестными не могут быть муж и жена. а мы хотели наших друзей попросить ими стать, они согласны. Уже узнавали про собеседования в храме, они себя крестными нашей дочки уже считают.
Люди они хорошие, верующие, но без фанатизма. Неужели нельзя.
В инете нашла достаточно расплывчатые ответы от батюшек, например:

1) В Русской Православно й Церкви существует мудрая традиция, по которой муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Это связано с тем, что духовное родство, которое создается в таинстве Крещения, никак не должно быть менее значимо, чем любые другие связи и союзы. Не стоит нарушать благочестивую традицию, о существовании которой Вы теперь уже знаете.

2) Строго говоря, восприемник, или крестный, у крещаемого лишь один. Прижившийся же на Руси обычай называть двух воспреемников крестными отцом и матерью не имеет отношения ни к каноническим правилам, ни к древней церковной практике. Кроме того, это постоянно вызывает множество недоумений и даже личных трагедий, как, например, невозможность вступить в брак двух людей, ставших прежде крестными одного ребенка. Повторяясь, скажу, что это лишь обычай, не имеющий канонической силы, и потому необязательный к исполнению.

Даже если и нельзя им обоим быть крестными, то крестного мужчины на примете у нас больше нет, может ли быть тогда только один крестный (подруга)??

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум — два восприемника.

Читайте также:  Почему нельзя сдавать донорскую кровь после удаления зуба

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Духовное родство, устанавливаемо е между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответств енных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Извините за многабукфффф

Ваш вариант: выберите крестную или крестного из этой пары и успокойтесь на этом.

источник

Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.

Священник Максим Горожанкин

Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.

Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.

По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:

«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».

Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.

Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?

Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.

Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.

Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.

Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.

«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».

Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.

Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.

Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.

Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.

источник