Меню Рубрики

Почему нельзя крестить детей друг у друга по церковным канонам

Можно ли крестить ребенка у своих кумовьев?

Крещение – это одно из самых главных событий в жизни человека, исповедующего православную веру. Именно это таинство является первым и основным шагом новорожденной души к христианству, приобщение ее к церкви.

При крещении малышу дается церковное личное имя по имени кого-нибудь из православных святых. Считается, что этот святой будет небесным покровителем и защитником души маленького христианина, поэтому его выбор очень важен. Кроме того, церковные имена зачастую совпадают с мирскими (гражданскими) именами, за исключением нехристианских имен.

Очень важным является и выбор крестных младенца, ведь крестные родители должны будут разделить ответственность и труд по воспитанию крохи. Поэтому у многих возникают различные вопросы относительно правильного выбора крестных для ребенка.

Так, одним из самых распространенных является вопрос: можно ли крестить ребенка у своей кумы (своего кума)? Говоря по правде, здесь мнения многих священнослужителей расходятся: одни утверждают, что категорически запрещается проводить крещение детей своих кумовьев, а другие настаивают на том, что такое возможно.

Безусловно, чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, лучше спросить совета у священника церкви. Он наверняка скажет вам.

Крестными одного и того же ребенка не могут быть люди, которые связаны между собой кровными узами, например, брат и сестра, также запрещается мужу и жене крестить одного ребенка, неправославным людям и малолетним, монашествующим и, естественно, кровным родителям.

Главным при выборе крестного для малыша является готовность человека нести ответственность за него, взять на себя обязанности по его воспитанию, помощи родителям, заботе о маленькой душе и наставлении ее на правильный жизненный путь. Также, считается, что грехи крестника до 17 лет берутся крестными на себя.

Поэтому, как правило, крестными становятся близкие друзья родителей ребенка или их родственники, которые должны быть православного вероисповедания, крещеные и старше 12 лет. Отказываться от предложения стать крестным родителем не принято.

Так, есть несколько случаев, когда родственные связи между крестными допустимы. Например, муж и жена могут крестить разных детей в одной семье. Мать и сын, отец и дочь могут крестить одного крестника. Также, одни и те же крестные папа с мамой могут крестить нескольких детей в одной семье. Брат или сестра могут быть крестным отцом или, соответственно, крестной матерью родным брату или сестре. Бабушки или дедушки, а также тети или дяди, если не состоят в браке, могут быть крестными своему внуку или племяннику.

По традиции, крестный отец должен приобрести крестик для младенца. а нередко берет на себя все траты связанные с проведением обряда. Считается, что для крещения лучше взять серебряный крестик, который будет защищать малыша от зависти и недоброго глаза.

Золотой же крестик, напротив, не стоит брать для проведения обряда, так как золото принято считать «грязным» и грешным металлом. Кроме того, крестик является важным символом в таинстве крещения, он призван напоминать человеку о подвиге Спасителя на кресте, а также о долге новорожденного христианина.

Крестная мать приобретает для малыша крестильную рубашку и полотенце. Вместо полотенца можно взять красивую пеленку или наглазник – пеленочка из тонкого кружевного материала. Такая рубашечка также является важным символом, она обязательно должна быть белого цвета. Ее значение в преображении человека, чистоте жизни во Христе. После крещения и крестильная рубашка, и полотенечко убираются дома и бережно хранятся.

В жизни часто случается так, что семьи дружат годами. Не случайно, что при появлении на свет ребенка именно близкая по духу пара является первыми кандидатами на роль крестных. Удивительного тут ничего нет, запретов со стороны церкви тоже. Ситуация привычная и вроде никаких подводных камней здесь нет. Но вот однажды у другой пары рождается ребенок. Тут же встает вопрос о кандидатах в крестные и можно ли куме крестить ребенка кума.

Вот тут начинаются серьезные дебаты. На практике такое случается и в народе это называется перекрещиваться. Но дело в том, что священнослужители относятся к этой процедуре весьма неоднозначно. В чем причина такого отношения? Сказать сложно. Тем более что прямой запрет на крещение имеют только кровные родственники, коими ни кума, ни кум не являются.

Лучшим выходом из ситуации будет консультация у батюшки. То, что в народе существует поверье, что после крещения отношения между кумовьями обязательно испортятся, сразу отнесем к суевериям и рассматривать как причину отказа не будем. Здесь есть один канонический запрет – нельзя мужу и жене быть крестным одному ребенку. Если продолжить мысль дальше, то станет ясно, что женщина может стать крестной только для дочери подруги, так как они одного пола, а муж только для сына. Обратный вариант согласно законам вполне возможен. То есть, отец крещеного ребенка, не состоя в кровном родстве с детьми дружеской пары, вполне способен стать их крестным.

В этом вопросе нет никаких противоречий и двусмысленностей. Осторожное отношение к этой перекрестной процедуре базируется на ни чем не подкрепленных фактах и слухах. Официальных подтверждений, что тот или иной приход отказал в таинстве по этой причине, нет. Основывать свое отношение на материалах в сети, по меньшей мере, глупо.

Люди редко бывают в церкви. Подобного рода вопросов у постоянных прихожан даже не возникает, поскольку приходится сталкиваться с различными ситуациями на практике. Развеять сомнения по поводу, можно ли куме крестить ребенка кума и проконсультироваться о предстоящей процедуре лучше в стенах церкви, где даже бабуля, продающая свечи и иконы может вполне квалифицированно разъяснить ситуацию. Хотя все же лучше напрямую обратиться к священнику.

Сомнения, возникающие при крещении семьями больше из разряда напрасных. Ничто не может быть причиной лишать ребенка благодати, дающейся при крещении, если на то нет прямых запретов при выборе участников церемонии.

26 января 2014 | просмотры: 24 269

Крещение – очень важный обряд в жизни каждого человека. Крестить или не крестить ребенка решают, разумеется, родители. Они же выбирают для своего ребенка крестных родителей.

Крестные родители – это очень большая ответственность за ребенка. Они должны помогать родителям растить и воспитывать малыша. способствовать его нравственному развитию. Кроме того, считается, что до 17 лет все грехи крестника возлагаются на крестных родителей. Именно поэтому к выбору крестных родителей следует подходить с большой ответственностью. Как правило, крестными становятся самые близкие друзья и родственники родителей.

Церковь запрещает становиться крестными родителями людям, состоящим в родстве или интимной связи. Исключения составляют только пары типа отец-дочь или мать-сын. Считается, что от предложения стать крестными родителями не отказываются. Однако задумайтесь, готовы ли вы взять на себя такую огромную ответственность за душу вашего будущего крестника?

Крестный отец, как правило, отвечает за материальную сторону таинства Крещения. Именно он приобретает крестнику нательный крестик, и берет на себя текущие траты. Крестик рекомендуется выбирать серебряный, а ни в коем случае не золотой, так как золото считается грешным металлом. Крестная мать приобретает крестильную рубашечку и пеленку или полотенце. Эти предметы после совершения обряда сохраняются. Считается, что они оберегают ребенка от бед и болезней.

Как правило, в семьях, которые близко дружат и уже являются кумовьями, часто возникает вопрос, можно ли крестить ребенка кумы или кума. В народе это называется перекрещиваться.

Определенного ответа на этот вопрос не существует. В общем-то, правилами это не запрещено, там существуют указания только насчет кровных родственников. Но многие священники категорически против того, чтобы кумовья крестили детей друг друга. Существует так же поверье, что если «перекреститься», то отношения между кумовьями рано или поздно сильно испортятся. Однако вы должны сами решить, что для вас важнее. Ведь вы должны понимать, что крестные родители должны быть для ребенка безукоризненным идеалом для подражания. Поэтому узнавать необходимо именно у служителя церкви, который подробно все вам расскажет и посоветует, как лучше поступить.

источник

Это таинство служит дверью в Христову Церковь. Потому что только тот человек, который принял Крещение, может считаться ее членом. Не зря данный обряд называют духовным рождением человека. Иисус Христос своим ученикам говорил о том, что в Царствие Божие не может войти тот, кто не родится из воды.

Итак, узнаем о назначении этого обряда, его тонкостях, правилах и традициях.

В переводе с греческого языка слово «крещение» обозначает «погружение в воду». Обряд — первое и самое важное таинство для православного человека. Крещение представляет собой процесс погружения младенца в воду трижды с произношением священнослужителем установленных церковью молитв.

Сегодня ведутся споры по поводу необходимости крещения детей в младенческом возрасте, когда они сами еще ничего не понимают, не осознают суть обряда.

На это есть ряд причин, главная из которых — обретение полноправного членства в Церкви Христовой. То есть сам обряд присоединяет дитя к Богу, вере, дает возможность принимать участие в других церковных таинствах. Речь идет о причастии, миропомазании, исповеди, соборовании, венчании. Некрещеного малыша нельзя причащать, прикладывать к святыням.

Как ни печально об этом говорить, но дети часто умирают, и некрещеный мальчик или девочка не будут отпеты после смерти. И об этом нужно знать родителям.

Во время совершения обряда Крещения на малыша сходит Святой Дух. Девочка или мальчик после этого уже находятся под защитой Господа Бога, Богородицы, Ангела-Хранителя. Кстати, в честь него и называют ребенка, ориентируясь на церковные даты.

Только за крещеного человека (и младенца в нашем случае) можно молиться в храме, отправлять духовные требы (о здоровье, благополучии, добрых делах). То есть крещёный ребенок — это дитя Божье, перед которым открыты врата храма и Царства Божия. Что касается аргументов против крещения маленьких детей, то они касаются, в основном, того, что веру человек должен принимать осмысленно. А дети, особенно до года, абсолютно не понимают, что с ними происходит во время Крещения и зачем это нужно. Противники проведения обряда в младенчестве полагают, что крестить ребенка нужно, когда тот будет понимать все, что с ним происходит, и будет этого хотеть. Но поскольку с момента рождения за детей несут ответственность их отец и мать, то они и в данном случае принимают решение о том, чтобы как можно раньше их малыш обрел покровительство Бога, рос здоровым и кротким.

Главное предназначение Крещения у католиков — очищение малыша от первородного греха, его принятие в католичество, объединение с Костелом. По сути, такая же цель обряда и у православных. Крещение дает мальчику или девочке силу для жизни и защиту, которых нет при рождении.

У католиков принято крестить дитя через 4-6 недель после рождения. Но ритуал происходит и гораздо позже. До 6 недель малыша крестят в крайних случаях, когда он болеет, родился слабеньким. В таких ситуациях папа и мама стараются помочь чаду обрести защиту высших сил, а с ней и здоровье.

Обычно католики за 2-3 недели до желаемой даты ставят в известность ксендза.

Костельное право разрешает крестить деток в течение всего года, то есть и в праздники, и в пост. Но следует предварительно узнать и о тех обычаях, которые существует в конкретном костеле. Ведь в некоторых пара́фиях есть традиция проводить обряд крещения один раз в месяц. Однако это скорее исключение, нежели правило.

Каждые родители решают, как именно будет проходить церковная церемония крещения, будет ли она камерной или многолюдной. Нередко деток католиков крестят во время святой имши́ — литургического действия в католичестве, которое аналогично православной Литургии. Можно организовать крещение и в тихой атмосфере, то есть в сакри́стии — специальной комнате вблизи основного зала костела. Обязательным условием проведения обряда является присутствие распятия.

Крестными родителями у католиков могут быть верующие и практикующие католики, прошедшие обряд бежмова́ния. Так называют ритуал миропомазания, проходящий в зрелом возрасте. Главное условие получить право стать крестными — сознательность людей, которые достойно справятся с ролью вторых родителей ребенка.

В православии относительно крестных те же правила. Немного по-другому проходит сама процедура крещения. Обязательное условие для выбора крестных — их принадлежность к церкви, духовная готовность взять на себя новые обязанности.

Церковь всегда ратует за рождение детей, признавая аборты грехом. Поэтому не важно, от какого брака они рождены. Священнослужители не спрашивают об этом. Батюшка не отказывается крестить ребенка, если он рожден женщиной, живущей гражданским браком или вообще без мужа.

Последние тенденции — появление на свет малышей в результате суррогатного материнства — вызывают неоднозначную оценку священнослужителей и общества. Однако, не смотря на это, крестят и таких деток.

Читайте также:  Почему нельзя делать медовый массаж при варикозе

Согласно церковным канонам, крестными могут быть и родственники. Бабушки, тети, дедушки, дяди спокойно по решению родителей могут покрестить младенца. А вот приемный отец стать крестным приемному малышу не может. Об этом гласит 53 правило VI Вселенского собора. Крестные родители еще именуются восприемниками малыша. Они не должны быть супругами.

Что касается крещения без крестных, то в случае крайней нужды можно крестить малыша и без восприемников, то есть, если нет крестных. Это возможно в случае полного отсутствия достойных, истинно верующих кандидатов на крестных родителей.

Что нужно знать, собираясь окрестить дитя, родителям и будущим крестным? Таинство традиционно состоит из освящения елея и воды, помазания елеем и основного священнодействия — троекратного погружения младенца в воду.

Вода издавна была символом очищения. Погружение в нее — символ покаяния. Елей является символом здоровья и исцеления, мира, а свечи при этом играют роль правой веры, кадило символизирует благоухание Святого Духа.

Традиционно при крещении, а именно во время всего обряда, крестные держат малыша на руках. Мальчика обычно держит крестный отец, девочку — крестная мать. Можно это делать по очереди.

После погружения ребенка в купель священник передает его крестному или крестной. Те принимают его на руки. От этого и происходит название «восприемник». Так они на всю жизнь берут на себя обязанность воспитывать дитя в духе православья, учить вере и благочестию, приобщать к Таинствам, молятся за них.

Между крестными и родителями малыша устанавливается духовное родство.

Существуют традиции в подготовке к обряду. Крестный, как правило, берет на себя оплату за крещение, покупку нательного крестика. Крестная покупает необходимые для крещения вещи. Это полотенце, крестильная рубашка, простынка.

Есть и приметы, связанные с крещением, но их соблюдение вовсе необязательно. Так, говорят, что женщина должна первой крестить мальчика, мужчина — девочку. Еще говорят, что человек, который первый раз видит дитя при крещении, рядом с ним должен положить деньги, чтобы тот был здоров. Также свечу надо зажигать правой рукой, чтобы малыш не был левшой. Но все это не более, нежели поверья.

Крестная и крестный могут предварительно обсудить, что и кто будет дарить. Многие пары сегодня советуются по этому поводу с родителями малыша. Ведь до крещения ребенку всегда надаривают много, а папа с мамой лучше знают, чего не хватает.

Обычно, если крестный дарит золотой крестик, то крестная — игрушки, костюмы, комбинезоны, приносит их со сладостями, чтобы малышу жилось сладко. Можно выбрать и памятный подарок, чтобы мальчик или девочка сохранили его надолго как знак духовной связи со вторыми родителями.

Часто священникам задают вопрос о том, разрешается ли родителям малыша стать восприемниками у деток своих кумовей, то есть крестных родителей своих детей. Такое допускается, ведь подобное действие духовного родства никак не нарушает. Оно только укрепляет его. Кто-то из родителей может стать крестным, например, у появившейся на свет девочки кумовей. Только вот оба супруга не должны быть восприемниками у одного малыша.

Будущая мать благословенна Богом на рождение малыша. Это очень хорошо. Поэтому никто и ничто не может ей запретить стать крестной матерью. Это не повлияет на ее дитя, только наложит дополнительные духовные обязанности.

И если кто-то говорит, что беременным крестить нельзя, то это не связано с церковными канонами, а, скорее, суеверие. Участие во всех церковных таинствах пойдет только на пользу будущей матери.

Согласно установлениям ветхозаветной религии, чистота (в том числе и физическая) является важным условием приближения ко всему духовному. Физической нечистотой в книгах Ветхого Завета как раз и считались месячные. Нельзя осмелятся в такие дни подходить к Таинству Тела и Крови Господних.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно предварительно родителям и крестным обговаривать дату проведения обряда.

Церковного запрета крестить детей в пост нет. Но верующие избегают это делать чаще всего потому, что после обряда следует празднование, и оно должно быть постным.

Всякие празднования в пост не приветствуются. Поэтому можно совершить исключительно Таинство, если ребенок слабый (семимесячный, например) или перенести Крещение на время после окончания православного поста.

источник

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное — не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум — два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Читайте также:  Почему после аппендэктомии нельзя есть с

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи — не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же — только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Читайте также:  Как легко сесть на шпагат в домашних условиях

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни — особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все — сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и — мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду — тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

источник