Меню Рубрики

Почему нельзя кремировать покойника православных

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

Читайте также:  Почему нельзя напечатать денег больше чем надо

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

источник

Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва

Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?

К сожалению, очень часто обстоятельства, в которых находятся люди, потерявшие своего родственника, не позволяют им должным образом совершить погребение. Мы знаем, что хоронить в городе, а тем более больших городах, очень дорого. Далеко не у всех есть “родовые” деревни, где они выросли, кладбища, на которых можно похоронить и приезжать туда. Хоронить за 100 километров от города, в котором живешь, на новом кладбище или полигоне, которые переделали под кладбище, куда сложно доехать одинокому и пожилому человеку? Часто многое упирается в физические силы и финансовые возможности родственников. Поэтому люди и прибегают к кремации по необходимости. Хотя с другой стороны, если человек задался целью похоронить родственника своего именно в землю, не кремировать, то можно такую возможность получить как с помощью государства, так и друзей, коллег. Похороны – это то, на что часто люди готовы помочь, скинуться.

В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.

Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.

Читайте также:  Салат со свиным языком и грибами

Когда человек сталкивается со смертью близкого, он не в состоянии прочувствовать, что смерть – это естественная составляющая нашего существования. Когда человек умирает, с ним ничего не происходит. Это когда человек женится или выходит замуж, с ним происходит чудо. Когда человек причащается Святых Христовых Таин или кается в грехах, с ним происходит чудо. Вообще участие в Таинствах – это некое изменение человека: того, кто был раньше, уже не существует.

Смерть не меняет человека как такового. Мы верим, что в воскресении мертвых люди будут со своими телами. Смерть разделяет душу и тело, это непривычное для нас состояние. И как правило, в такие периоды человек жалеет прежде всего не усопшего, а себя самого. Потому что он не имеет возможности общаться со своим родственником и горячо любимым человеком. Но с жалением себя можно и нужно справляться, а усопшего жалеть не нужно – он ушел к Богу. В молитве об усопших мы можем с ними общаться, понимая, что разлука временна.

Конечно, хоронить. Но многое зависит от сиюминутных сложностей, которые возникают перед родственниками. Конечно, хоронить – это более традиционная форма погребения для нас. Безусловно, кремация никоим образом не влияет на воскрешение человека в вечности. Было бы странно, если бы форма погребения могла изменить суд Божий о человеке. Что тогда с теми людьми, которые были замучены в печах фашистами или погибли на войне от разрыва бомбы?

Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.

Наши воспоминания всегда материализуются во что-то: часы от деда, награды от прадеда, книгу родственника или фильм, который он снял, фотографии и вещи, которые остались после него. Могила и крест – это тоже есть некая материализация нашей памяти. И сознательно отказываться от этого неправильно, если человек был добр с тобой, если была любовь. Связь поколений, память – это очень важно. Мы видим, что некая связь существует с той землей, на которой ты живешь. Известно, что жизнь там, где похоронены твои предки, более осмыслена, чем там, где никого у тебя нет. Конечно, можно быть человеком и христианином в любом месте и в любой стране, но если твой прадед сражался за эту землю в первую мировую войну, дед защищал ее во вторую, то ты чувствуешь эту землю своей.

В нашей больнице бывают разные ситуации. Иногда мамы с детьми приезжают из таких далеких мест, что добираться приходится на собаках, вертолете, самолете с несколькими пересадками. Если же у вас есть возможность попросить (обратиться к родственникам и друзьям, в социальные государственные службы, в фонды благотворительные), то оно того стоит, это можно сделать. Похороны – это такое событие, в котором участвуют все.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Участь души человека не связана напрямую с тем, что происходит с его телом: люди погибают в пожарах, в авиакатастрофах ничего не остается от человека. погребение в землю более традиционно и для человеческого сознания приемлемо. Кремация – это не христианский способ погребения, пришедший с восточных религий.

Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.

Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.

источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.
Читайте также:  Почему между именами нельзя ставить плюс

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

источник

Выбор похоронного обряда нередко заводит в тупик людей, которые хотят погрести родного человека по канонам православной церкви. Есть вековая традиция — предавать земле тело после смерти. Как современный и экономически выгодный вариант, все чаще сегодня рассматривается практика кремации останков умершего. Как церковь разрешает дилемму, можно ли кремировать православного человека?

Точку зрения Русской православной религиозной организации выражает документ Священного синода, принятый на Архиерейском соборе в 2015 году. РПЦ не поощряет кремацию, но и не запрещает ее, не считая грехом, а также поводом для отлучения умершего или его родственников от Церкви. Согласно хартии синода, погребение в земле Церковь считает нормой, а к факту кремации тела умершего относится «со снисхождением».

Процедура сожжения останков умершего называется кремацией, слово возникло от латинского cremare, что означает «сжечь». Сегодня процесс проходит не на погребальных кострах, как в старину, а в профессиональных автоматизированных печах, куда подаются потоки раскаленного до 1000 градусов по Цельсию газа. За полтора-два часа пламя уничтожает тело усопшего до небольших фрагментов костей. Их ссыпают в кремулятор – приспособление, которое перемалывает костные остатки до состояния порошка. После этого прах упаковывают в капсулу и вручают родственникам покойного.

В современном мире этот способ распорядиться мертвым телом является практичным и гигиенически оправданным. В больших городах он экономит пространство и предупреждает возможное попадание бактерий разложения в систему подземных вод. Существует ряд объективных причин, по которым кремация остается единственно возможным способом похоронить человека:

  • законы государства, где умер человек, не разрешают погребение в землю;
  • транспортировка покойного к месту захоронения связана с большими трудностями или невозможна;
  • воля умирающего, завещание;
  • хоронить на кладбище с покупкой участка и копкой могилы – дороже, чем могут себе позволить близкие покойного;
  • намерение иметь единое семейное захоронение, куда после кончины будут помещены урны с прахом всех родственников.

Некоторым людям психологически тяжело смириться с тем, что тело будет долго тлеть и разлагаться в земле. Кремация представляется чище и эстетичней.

Трупосожжение было распространено на территории языческой Руси, не знавшей еще Закона Божьего. Летописец Нестор рассказывает, как мертвецов сжигали на погребальных колодах. Душа вместе с дымом восходит к небесам – так объясняется древнерусский обычай. Не прогоревшие кости укладывали в сосуд и расставляли на столбах по дорогам.

В восточной традиции практикуют кремирование потому, что считают плоть тюрьмой для души, быстрей освободить ее – это благо, а позволить ей загнивать — грех.

В православии утверждается, что человек сотворен из такой же материи, как и земля, поэтому и хоронить его нужно там.

Документ Священного синода объясняет, по каким причинам церковь отвергает кремацию.

Полное уничтожение тела противоречит христианскому представлению о посмертном воскрешении покойников. О грядущем возрождении говорится в Библии. Духовидец возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Исайя, глава 26, ст. 19). После распятия тело Христа было погребено в пещере, на третьи сутки после распятия Он снова был жив и ученики увидели его во плоти.

В христианским канонам тело человека воспринимается как божий сосуд, в котором в дни земной жизни покоится душа. Небесное откровение приходит к человеку через тело. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам (глава 3, ст. 16) уподобляет телесную оболочку храму, в котором живет Бог. Отношение христианина к вместилищу души и Духа должно быть благоговейным. Предавая покойника земле, его близкие выражают подобающее почтение. Сожжение и измельчение останков в крематории священники расценивают как неуважение и даже насилие.

Внимание к русским традициям в обращении с умершими тоже является причиной, по которой кремация в православии не вызывает одобрения. Человека надо хоронить в том обличии, какое сотворил Всевышний. В традиционных похоронах гроб кладут в могилу так, чтобы усопший лежал ногами на восток, чтобы туда было обращено лицо. Это символ того, что покойный идет от заката к вечности и ожидает второго пришествия Господа. Восстав при воскресении мертвых, человек с крестом, что расположен на его могиле, идет в стане Христа на последнюю битву со злом.

Не правильно будет назвать отношение русской православной церкви к кремации нетерпимым, поскольку христиане верят в то, что Бог способен воскресить человека из любого состояния. Об этом говорится в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.

Хоть РПЦ и не благословляет кремацию у православных, в послании Архиерейского собора она призывает священство не осуждать тех, кто выбрал сожжение как способ погребения.

Не нужно думать, что кремируя покойного, его обрекают на адский огонь или потворствуют проискам дьявола. Такое заблуждение категорически расходится с христианской религией любви и заботы о ближнем. Русская православная церковь с милостью относится к заблуждающимся людям и не запрещает отпевания и поминовения на Литургиях и панихидах кремированных усопших.

Священник отслужит погребальную службу, потому что главная условие похорон православного человека – молитва по покойному о прощении грехов и даровании небесного царства. Однако духовное лицо обязательно напомнит родственникам о том, как православная церковь относится к кремации умерших. В храм урну с прахом приносить запрещается. Если по каким-то причинам отпеть почившего не удалось перед кремированием, по нему заказывают заочное отпевание в церкви.

По канонам православия урну с прахом покойного необходимо предать земле. Присутствие церковнослужителя в ходе этого действия не требуется. Ритуал должна сопровождать совместная молитва близких почившего.

Позиция Русской зарубежной церкви отличается большей категоричностью. Проблема, можно ли кремировать православного христианина, решается однозначным запретом. Сожжение тел Архиерейский собор РПЦЗ объявил нехристианским актом и призвал духовенство не служить панихиду по мертвым, чью плоть собираются кремировать. Если покойник завещал себя сжечь, родственники освобождаются от обязательства специальной молитвой.

Бескомпромиссное отношение РПЦЗ согласуется с выбором Элладской православной организации, заявившей, что нельзя кремировать тела божьих чад и что отпевать завещавших богопротивный ритуал она не будет.

Истинный православный христианин, по утверждению духовенства, обязан в своем завещании заранее позаботиться о соблюдении церковных норм и правил и заявить о том, что его нельзя подвергать кремированию. Так он подтверждает свою веру и демонстрирует, что мнение Церкви для него авторитетно.

Протестанты и католики не видят противоречий в вопросе кремации в христианстве. В обряде отпевания отказывают только тем, кто завещал кремацию из языческих соображений.

Патриарх Кирилл считает, что сжигать усопших не принято в христианстве, потому что этот акт символически выражает неверие в то, что мы тела воскреснут и преобразятся по образу Спасителя. Убежденные христиане не только сами не должны соглашаться на кремацию, но обязаны отговаривать от этого других.

Протоиерей Владимир Головин видит в кремации желание избавиться от трупа быстро и без проблем. Он напоминает о том, что традиционно усопшего клали в красный угол и по очереди молились о нем, в этом была забота и выражалась любовь. Таковым и должен быть истинно христианское обращение.

Священник Игорь Сильченков утверждает, что мода на сжигание тел – это богоборчество, попытка поставить свою собственную волю выше божественной. Задача каждого духовника – увещевать прихожан не совершать подобной ошибки.

Протоиерей Андрей Ткачев убежден в том, что кремировать усопшего – это совершить надругательство. В интервью во время встречи с читателями служитель алтаря вспомнил об эксперименте питерских исследователей, которые к черепу трупа, отправляемого в печь, прикрепили датчики и обнаружили, что тело посылает сигнал страха перед дверцами топки. «Вегетативно клетки покойника продолжают жить, именно поэтому у него растут ногти и волосы. Тело не хочет гореть, потому что создано не для этого, ибо из земли взят, в землю и вернешься», — заключил Андрей Ткачев.

Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что на загробную участь способ погребения никак не влияет. Каждый из нас будет отвечать за то, как жил и во что верил. Время вносит коррективы в наследие веков, непреходящим в христианстве остаются доверие к Спасителю, любовь и милосердие.

источник