Меню Рубрики

Почему нельзя красить волосы в черный цвет женщинам ислам

Салям алейкум, у меня есть вопрос. Можно ли мусульманам, как мужчинам, так и женщинам, красить волосы? Или это является нарушением предписаний Аллаха и Сунны Пророка?

Пожилые мужчины могут красить волосы и бороду в любой цвет, кроме черного. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) заметил проходившего рядом человека, волосы которого были покрашены хной. Он воскликнул: «Как красиво!»

Вскоре он увидел другого человека, чья борода была покрашена смесью хны и льна, и снова восхитился: «Так выглядит еще лучше!»

Через какое-то время Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обратил внимание на третьего человека, чьи борода и волосы были покрашены светлым, и сказал: «Это лучше всего» (Абу Давуд, «Тараджуль», 19).

Окрашивание волос хной и льном

В другом хадисе-шариф приводится высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Если вы хотите закрасить седину и изменить цвет, то лучше всего воспользоваться средством, изготовленном из двух растений, — хны и льна» (Абу Давуд, «Тараджуль», 18; Тирмизи, «Либас», 20; Насаи, «Зина», 16).

Анас бин Малик вспоминал: «Волосы благочестивых халифов Абу Бакра и Умара (радыяллаху анхум) были покрашены смесью хны и семян льна» (Бухари, «Либас», 64; Муслим, «Фазаиль», 29).

Причина, по которой пожилым мужчинам запрещено использовать черные красители, заключается в ограничении подражания молодым людям. Окружающие могут принять мусульманина, чьи волосы и борода окрашены в черный цвет, за младшего по возрасту. Такое поведение приравнивается к введению в заблуждение. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал: «Не из нашей уммы тот, кто склонен вводить в заблуждение» (Муслим, «Иман», 164).

После завоевания Мекки благочестивый Абу Бакр (радыяллаху анху) привел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) своего отца, Абу Кухафу, чтобы тот принял Ислам. Он заметил, что волосы старика совсем белые, и посоветовал: «Вы можете изменить цвет, однако нельзя использовать черный пигмент» (Абу Давуд, «Тараджуль», 18; Насаи, «Зинет», 15).

Кому разрешается красить волосы в черный цвет?

Нет препятствий для окрашивания волос в черный цвет молодым людям, которые преждевременно поседели, так как в этом случае они возвращаются к прежнему внешнему виду. Известно, что сахабы Сад бин Абу Ваккас и Укба бин Амир поступили таким образом (Юсуф аль-Карадави, «аль-Халяль валь-Харам филь-Ислам», Анкара, 1970, стр. 102-103).

Еще одно условие, позволяющее мужчинам красить волосы в черный цвет, — перед сражением с противником. Раньше мусульманские солдаты предпочитали красить волосы в черный цвет, чтобы казаться молодыми, энергичными и устрашать внешним видом вражескую армию.

Разрешается ли женщинам красить волосы?

Женщины могут красить волосы в любой цвет, в том числе черный. Тем не менее, мусульманки должны обратить внимание, что нельзя показываться с непокрытой головой, даже с покрашенными волосами, перед мужчинами, которые не являются махрамом, в том числе и перед женихом.

Стремление покрасить волосы или украсить их каким-либо другим способом, чтобы продемонстрировать посторонним мужчинам, считается в Исламе большим грехом.

источник

Можно ли мусульманке иметь короткую стрижку?

Как хотите, на ваше усмотрение. Следует лишь принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове»[1]. Подобное действие относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской[2].

Я жду ребенка. Можно ли беременной женщине подстричь волосы, чтобы улучшить их внешний вид? Некоторые говорят, что делать это во время беременности запрещено.

В Исламе нет запретов на этот счет.

И напомню вам высказывание пророка Мухаммада о плохих предзнаменованиях. У Пророка однажды спросили про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). [А вот плохие предзнаменования] не должны останавливать мусульманина [не должны препятствовать реализации его намерений и планов]. Если кто-то из вас увидит порицаемое им [то, что в его народе считается плохим предзнаменованием], то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)»[3].

Мои подруги (немусульманки) спросили меня о допустимости для мусульманки окрашивания волос. Сама я этим никогда не занималась по той причине, что от этого волосы портятся. Надира.

Можно ли красить волосы? Фаина, Тольятти.

Разрешено ли красить волосы в черный цвет или в цвет темнее оттенка собственных волос краской природного происхождения (басмой)? Рамиля.

Вы можете красить волосы, выбирая цвет по своему усмотрению, желанию.

В своде хадисов имама аль-Бухари имеется хадис, который четко говорит о допустимости окрашивания волос[4].

Некоторые ученые поясняли, что лучше не использовать черный цвет. В своде хадисов имама Муслима, а также у Абу Дауда и аль-Хакима есть упоминание об этом. Имам ан-Навави говорил о значительной нежелательности (макрух тахриман) окрашивания волос в черный цвет. Но, например, имам аль-Халими считал, что нежелательность касается мужчин и не относится к женщинам. Имам Малик также говорил о нежелательности черного цвета[5].

В то же время немалое количество ученых оговорили, что упомянутая в своде хадисов имама Муслима ситуация с отцом Абу Бакра, Абу Кухафой (волосы его были абсолютно седыми) и то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оговорил пожелание окраски волос Абу Кухафы, но только без использования при этом черного цвета, касается именно данного человека. Достоверно известно, что несколько сподвижников Пророка, а также некоторые ученые последующих веков красили волосы в черный цвет[6].

Из этого краткого, но очень выверенного изложения можно заключить, что запрет в вопросе окрашивания волос полностью отсутствует и данное действие не относится к разряду «изменения творения Создателя», сатанинская пагубность которого оговорена в Коране[7].

Главное, чтобы применяемое вами средство не было подобно лаку или жиру, которые очевидным образом препятствуют промыванию и протиранию. Краска не должна создавать пленку (оболочку), которая не дает воде проникнуть к вашим волосам.

Надеюсь, вы знаете, что обтирание некоторой части волосяного покрова головы является одной из четырех обязательных составляющих (фард) малого омовения (вуду’)[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

[2] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

[3] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 367, хадис № 4/1679, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 429, хадис № 3919, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, в пояснении к хадису № 5755.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1076, хадис № 3462.

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 7. С. 176 (пояснения к хадису № 3462); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 100.

[6] См.: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 390, 391.

[8] Подробнее об омовении и градации действий в нем читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

источник

Разрешено ли мусульманам красить волосы в черный цвет?

Вопрос: В Рамуз аль-Ахадисе пишется, что: «Перед Судным днем появятся такие люди, которые будут окрашивать свои волосы в черный цвет, словно зоб у голубя. Эти люди не почувствуют запах Рая».

Действительно ли окрашивание волос в черный цвет имеет такие последствия? Этот запрет относится к мужчинам и к женщинам, вне зависимости от их возраста? Не могли бы вы объяснить данный хадис?

Посланник Всевышнего Аллаха сказал:

«В последние времена появятся люди, которые будут красить (волосы) в черный цвет, подобно (цвету) груди голубя. И (такие) не почувствуют (даже) запаха Рая» (Несаи, Зинат, 15; Абу Давуд, Тараджуль, 20; Маснад, 1/273).

В данном хадисе указывается то, что люди, покрасившие бороду или волосы в черный цвет не только будут лишены возможности войти в рай, но и не почувствуют даже его запаха на протяжении 500 лет.

Читайте также:  Как вкусно приготовить фунчозу с овощами

Большинство мусульманских ученых едины во мнении, что окрашивание волос в черный цвет является макрухом. Имам Набави, Газали, Шафии, а также ряд других ученых придерживаются мнения, что это действие полностью запретно (харам).

По мнению ханафитов, красить седые волосы в черный цвет без необходимости является макрухом. Так, во время совершения джихада, участники сражений окрашивали свои бороды и волосы в черный цвет, дабы выглядеть перед врагом более устрашающе.

Стоит отметить и следующий факт: до возникновения Ислама иудеи и христиане избегали окрашивания волос и изменения их цвета, думая, что верующему не подобает украшать себя подобным способом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил своих сахабов окрашивать волосы и бороду, для того, чтобы отличаться от предыдущих обладателей Писания. Он сказал:

«Иудеи и Христиане не красят [волосы и бороду]. Так будьте же противоположны им [красьте]». (Муслим, Либас 80)

Другой хадис нашего Пророка (да будет доволен им Аллах), звучит следующим образом:

«Однажды пришел человек, окрасивший свои волосы хной. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Красиво!». Далее, этот человек покрасил волосы хной и специальным растением. На что Пророк (мир ему) сказал, что «Это лучше предыдущего». Затем, когда он (мир ему) увидел кого-то покрасившего волосы в более светлый цвет, то он сказал: «Это лучше всего». (Абу Давуд, Тараджуль 19).

Во время завоевания Мекки у отца Абу Бакра (мир ему) Абу Кухафа (мир ему) волосы и борода стали белыми. Когда Посланник (да будет доволен им Аллах) увидел это, то сказал: «Покрась волосы и бороду чем-нибудь, но не крась их в черный» . (Несаи, Зинет, 15; Абу Дауд, Тараджуль, 18; Ибн Маджа, Либас 33)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) так же говорил:

«Чтобы скрыть седину, лучше всего использовать хну». (Абу Давуд, Тараджуль 18)

Следовательно, окрашивать волосы в более светлые тона является мустахабом (одобряемым, хорошим действием). Женщинам же красить волосы не является макрухом.

источник

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Мусульманские ученые разошлись во мнениях по поводу окрашивания волос в черный цвет.
Однако тексты, запрещающие это, обладают широким смыслом, в виду чего склоняют считать правильным мнение, которое гласит о запрете.

Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, волосы и борода которого были тогда белые-белые как «сагама» (растение с белоснежными цветами и плодами). [Увидев его] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Измените это 1 чем-нибудь, но избегайте черного [цвета]» Муслим №5476.

Также сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появятся люди, которые будут красить [волосы] в черный [цвет], подобно [цвету] груди голубя 2 . [И такие] не почувствуют [даже] запаха Рая» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» №8153.

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Правильным [мнением является то], что [покраска волос в черный цвет] запретна” См. «аль-Маджму’» 1/294.

Данный запрет распространяется как на мужчин, так и на женщин.

“Покраска в черный цвет запретна, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин” См. «Фикх аль-‘Ибадат» 1/65.

Это то, что касается абсолютно черного цвета. Однако дозволено красить волосы помимо абсолютно черного цвета, даже если этот цвет будет ближе к черному.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину – хна и катам 3 » Хадис передали ат-Тирмизи №1753, Абу Дауд №4205, Ибн Маджах №3622. Имам Альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» №1546.

Муслим в своем достоверном сборнике хадисов, передал от Анаса (да будет доволен им Аллах), что «Абу Бакр красил свои волосы хной и катамом, а ‘Умар красил лишь хной» Муслим №2341.

‘Усман бин Маухаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я зашел к Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах) и она вынесла мне [несколько] волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) окрашенных хной и катамом” Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Маджах» №2936.

Катам — вид травы, используемой для окраски волос.
При покраске волос только одним катамом, получается черный цвет. А если только хной, то красный цвет, а если обоими вместе, то что-то между черным и красным.

Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “«Катам» — растение, растущее в Йемене, при окраске дает черный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске дает красный цвет, а в совокупности они дают что-то между черным и красным” См. «Фатх аль-Бари» 10/355.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Запрет касается только окраски в абсолютно черный цвет, поэтому если к хне добавить, к примеру, катам, или что-то подобное ему, то не будет в этом беды. Хна с катамом делают цвет волос между красным и черным, в отличие от басмы, которая красит волосы в абсолютно черный цвет” См. «Задуль-Ма’ад» 4/336.

Из всего этого становится ясным, что можно использовать средства, которые дают результат черного цвета с оттенком красного или иного цвета, но не достигающий абсолютно черного цвета.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

__________________________________________________________________________
1 — То есть: закрасьте эту седину.

2 — Некоторые перевели эту часть хадиса так: «… подобно голубиному зобу». Однако в хадисе использовано арабское слово «хауасыль» — множественное число слова «хаусаля». В сборнике комментариев к «Сунан Абу Дауда» сказано: “Изначально слово «хаусаля» означает «желудок», однако здесь имеется в виду черная грудь голубя. ат-Тиби сказал: “«подобно [черному цвету] груди голубя» — имеется в виду в большинстве случаев, поскольку не все голуби имеют черную грудь”” См. «’Аун аль-Ма’буд» 11/266.

3 — Некоторые перевели «катам» как «басма», что не совсем верно.
Катам обладает теми же свойствами, что и басма, но это различные растения.
В арабском толковом словаре «ас-Сихах фи аль-Люга» 6/297 говорится: “«Катам» — растение, смешиваемое с басмой для окраски”.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

источник

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

В этой маленькой статье нам бы хотелось напомнить нашим дорогим сестрам вопрос, к которому наши дорогие сестры относятся пренебрежительно по знанию или незнанию, приводя в доказательство фетвы, вынесенные крупными учёными нашей уммы. И вопрос этот таков: «Разрешается ли окрашивать волосы в черный цвет»?

Источники данных фетв:

«Фетвы мусульманской женщины» Собрал и подготовил: Хашим Дарвиш. Издательство: Дар ибн аль-Хайсам/ Каир/ ТФ:4210986

«Свыше 1500 ответов женщине» Собрал и подготовил: Ахмад ибн Шаабан ибн Ахмад. Издательство: Мактабат ас-Сафа/ Каир/ ТФ: 5147320

1- Вопрос: Каково шариатское постановление (хукм) относительно окрашивания женщиной волос в чёрный цвет?

Ответ: Окрашивание женщиной своих волос в чёрный цвет запрещено из-за общего запрета пророком (да благословит его Аллах и приветствует) окрашивания женщиной волос в чёрный цвет. Подтверждением (тому) является хадис Джабира ибн Абдуллаха, (да будет доволен им Аллах), который сказал: (растение с цветами и плодом белого цвета). И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Измените эту седину, но остерегайтесь чёрного (цвета)».

И хадис Ибн Аббаса, (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут люди в последние времена, которые будут краситься в чёрный цвет, подобный голубиному зобу. Они не почувствуют даже запаха Рая».

Шейх Абдуллах аль-Фавзан.

2- Вопрос: Какое шариатское постановление (хукм) окрашивания волос в другие цвета, кроме черного, такие, как кофейный, белокурый (блондин)?

Ответ: В основе это разрешается. Однако, если эти (цвета) будут доходить до той степени, что будут походить на головы неверующих женщин, распутниц и блудниц, то тогда это запрещено (харам).

3- Вопрос: Разрешается ли окрашивание волос в чёрный цвет, и перемешивать с хной?

Ответ: Окрашивание волос чисто черным цветом запрещено (харам), потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Что касается того, что, если с ней (черной краской) перемешать другой цвет, пока не станет темноватым, то в этом нет ничего плохого.

4- Вопрос: Разрешается ли окрашивать части волос, такие, как кончики или, например, верхнюю часть (корни)?

Читайте также:  Почему нельзя оплатить картой машину

Ответ: Если же окрашивание волос является в черный цвет, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, когда приказал изменить седину и остерегаться черного цвета. Сказал он:

И также, в нем (хадисе) приводится (сообщается) угроза тому, кто поступил так, и он указывает на запретность изменения (цвета) волос в черный. А что касается других цветов (окрасок), кроме черного, то в основе это разрешено, если не будет походить на образ неверующих женщин. В таком случае запрещено, согласно словам пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «

Также Шейх Солих аль-Фавзан вынес фетву в решении (хукме) изменения цвета черных (по природе) волос в другой цвет, что это не разрешено. Потому что в этом нет необходимости. Потому что черный цвет в отношении волос – это красота, а не уродство, которое надо изменить, и потому, что в этом есть уподобление неверующим женщинам

5- Вопрос: Шариатское решение (хукм) изменения седины?

Ответ: Изменение седых волос является сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которую он приказал.

Можно изменить в любой цвет, за исключением чёрного. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил использовать чёрный цвет, сказав: « устраните от нее черноту».

И в этом хадисе приводится угроза тому, кто красит (волосы) в чёрный цвет.

Верующий обязан остерегаться окрашивания их чёрным цветом, из-за того, что в нем содержится запретность, и угроза тому, кто делает этого. И потому, что тот, кто красит их в чёрный, будто противоречит Закону Аллаха, Велик Он и Могуч в Своем творении.

6- Вопрос: Каково решение (хукм) полного окрашивания волос в любые цвета (красный, жёлтый, белый, золотистый)?

Ответ: Является желательным перекрасить седину чем-то другим, кроме черного цвета; хной, ва́йдой (растение), катмой ( الكتمрастение для окрашивания волос, имеющее красный цвет) в жёлтый цвет, однако их окрашивание в чёрный цвет запрещается из-за слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Измените эту седину и устраните от нее…».

Даже современная медицина доказала вред использования красок, и особенно краски чёрного цвета, для окрашивания волос. Вот высказывание некоторых медиков, после проведённых исследований:

«Окрашивание волос и рак.Более значительными, на наш взгляд, являются результаты проведенных недавно исследований, согласно которым, при регулярном окрашивании волос у женщин возрастает вероятность развития неходжкинской лимфомы, рака яичников или лейкемии. Например, в ходе одной из таких работ было установлено, что из 573369 участниц исследования те, кто на протяжении 20 лет красили волосы в черный цвет, подвергались несколько повышенному по сравнению с остальными женщинами риску смерти от неходжкинской лимфомы и множественной миеломы. Правда, по итогам работы не ясно, был ли также повышен риск не только смерти, но и развития раковых заболеваний этой локализации.

Подводя итоги, следует отметить, что женщинам необходимо соотносить невысокий и пока точно не установленный риск развития рака с теми преимуществами, которые они видят в окрашивании волос. С этой точки зрения, многие исследователи, как и сами женщины, в большей мере склонны считать процедуру окрашивания волос достаточно безопасной.

Тем не менее, клиницисты рекомендуют беременным женщинам временно воздержаться от окрашивания волос, по крайней мере, после первого триместра. Они также предлагают пациенткам, желающим покрасить волосы в темный цвет, пользоваться растительными красками на основе хны в смеси с басмой или ацетатом свинца, которые считаются более безопасными, чем такие химические вещества, как 4 MMPD (4-метокси-м-фенилендиамин)или 4 MMPD сульфат.
К.Карлсон
“Окрашивание волос и рак”
Источник medpanorama.ru

Так, если Аллах запретил что-то своим рабам, то из-за Своей нескончаемой мудрости, и милости к Своим рабам. Нам же остаётся только повиноваться и подчиняться Ему, Свят Он и Велик.

Прошу Всевышнего Аллаха себе и своим дорогим сестрам стойкости веры. И также прошу, чтоб Он вознаградил нас за оставление недозволенного наивысшей наградой на этом и том свете!

Да благословит Аллах нашего пророка, его семейство и всех, кто последовал ему и да приветствует!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

источник

В Рамуз аль-Ахадисе пишется, что: «Перед Судным днем появятся такие люди, которые будут окрашивать свои волосы в черный цвет, словно зоб у голубя. Эти люди не почувствуют запах Рая». Действительно ли окрашивание волос в черный цвет имеет такие последствия? Этот запрет относится к мужчинам и к женщинам, вне зависимости от их возраста?

Посланник Всевышнего Аллаха сказал:

«В последние времена появятся люди, которые будут красить (волосы) в черный цвет, подобно (цвету) груди голубя. И (такие) не почувствуют (даже) запаха Рая» (Несаи, Зинат, 15; Абу Давуд, Тараджуль, 20; Маснад, 1/273).

В данном хадисе указывается то, что люди, покрасившие бороду или волосы в черный цвет не только будут лишены возможности войти в рай, но и не почувствуют даже его запаха на протяжении 500 лет. Большинство мусульманских ученых едины во мнении, что окрашивание волос в черный цвет является макрухом. Имам Набави, Газали, Шафии, а также ряд других ученых придерживаются мнения, что это действие полностью запретно (харам). По мнению ханафитов, красить седые волосы в черный цвет без необходимости является макрухом. Так, во время совершения джихада, участники сражений окрашивали свои бороды и волосы в черный цвет, дабы выглядеть перед врагом более устрашающе.

Стоит отметить и следующий факт: до возникновения Ислама иудеи и христиане избегали окрашивания волос и изменения их цвета, думая, что верующему не подобает украшать себя подобным способом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил своих сахабов окрашивать волосы и бороду, для того, чтобы отличаться от предыдущих обладателей Писания. Он сказал:

«Иудеи и Христиане не красят [волосы и бороду]. Так будьте же противоположны им [красьте]». (Муслим, Либас 80)

Другой хадис нашего Пророка (да будет доволен им Аллах), звучит следующим образом:

«Однажды пришел человек, окрасивший свои волосы хной. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Красиво!». Далее, этот человек покрасил волосы хной и специальным растением. На что Пророк (мир ему) сказал, что «Это лучше предыдущего». Затем, когда он (мир ему) увидел кого-то покрасившего волосы в более светлый цвет, то он сказал: «Это лучше всего». (Абу Давуд, Тараджуль 19).

Во время завоевания Мекки у отца Абу Бакра (мир ему) Абу Кухафа (мир ему) волосы и борода стали белыми. Когда Посланник (да будет доволен им Аллах) увидел это, то сказал: «Покрась волосы и бороду чем-нибудь, но не крась их в черный». (Несаи, Зинет, 15; Абу Дауд, Тараджуль, 18; Ибн Маджа, Либас 33)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) так же говорил:

«Чтобы скрыть седину, лучше всего использовать хну». (Абу Давуд, Тараджуль 18)

Следовательно, окрашивать волосы в более светлые тона является мустахабом (одобряемым, хорошим действием). Женщинам же красить волосы не является макрухом.

источник

Дата публикации : 04-12-2015

Сунна велит закрашивать седину.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, иудеи и христиане не закрашивают (седину), так отличайтесь от них [1].

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: В день завоевания Мекки привели Абу Кухафу, голова и борода которого были белыми словно сагама . Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Измените это чем-либо, но избегайте черного [2].

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:

«Сагама Абу ‘Убейд сказал, что это растение с белыми цветами и плодами, его белизна похожа белизну седины.

Что касается Абу Кухафы его звали ‘Усман. Он являлся отцом Абу Бакра и принял ислам в день завоевания Мекки»[3].

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал:

Желательно закрашивать седину любой краской, кроме черной. Ахмад сказал: „Воистину, когда я вижу старика с крашенными волосами, я радуюсь этому“. (Однажды) он повторял (какие-то знания) с мужчиной и сказал ему: „Почему ты не закрашиваешь свои волосы?“ Он ответил: „Я стесняюсь“. Тогда имам воскликнул: „Преславен Аллах. (Ведь это) сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!“ [4]. Ознакомьтесь также с трудом Кифайату-т-талиб ар-раббани ‘аля рисаляти Ибн Аби Зейд аль-Кыруани (Т. 4. С. 334).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:

Наш мазхаб (то есть мазхаб шафи‘итов) придерживается мнения о желательность закрашивания седины для женщины и для мужчины желтым иди красным цветом [5].

В Энциклопедии по фикху сказано:

Все ученые единодушны, что изменение цвета седины при помощи хны или подобной (краски) желательно для женщин так же, как желательно и для мужчин [6].

Читайте также:  Как научиться вставать на голову поэтапно

Седину закрашивать желательно любым цветом, кроме черного. Что касается черного цвета, то большинство ученых считали, что его использовать в окраске волос запрещено, так как запрет на его использование упоминается в Сунне.

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: В день завоевания Мекки привели Абу Кухафу, голова и борода которого были белыми словно сагама . Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Измените это чем-либо, но избегайте черного [7].

Передается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: В последнее время будут люди, которые станут краситься в черный цвет, (цветом) словно зоб голубя. Они не почувствуют запаха Рая [8].

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:

Цепочка передатчиков этого хадиса сильна, но ученые разногласили о том, кому принадлежат эти слова: Ибн ‘Аббасу или Пророку. И даже если говорить, что это слова сподвижника, то подобные слова человек не говорит, основываясь на свое мнение, поэтому это слова Пророка [9].

В толковании труда Сунан Аби Дауд сказано:

(Слово) „краситься“ (означает) станут изменять белый цвет волос на голове и седину бороды (на) „черный цвет“. „(Цветом) словно зоб голубя“, то есть цветом их груди, так как в основном зоб и желудок птицы черного цвета, но здесь имеется в виду, что черного цвета грудь птицы [10].

Ученые высказывали два мнения о запрете использовать черный цвет. Некоторые считали, что это нежелательно, а другие – категорически запрещено.

Большинство ученых считало, что использовать черный цвет при окраске волос нежелательно /макрух/.

В толковании Сунан Аби Дауд сказано:

Мирк сказал: „Большинство ученых считало, что использовать в окраске волос черный цвет нежелательно“ [11].

В Энциклопедии по фикху сказано:

Ученые разногласили в вопросе окрашивания волос черным цветом. Ханбалиты, маликиты и ханафиты, кроме Абу Йусуфа, считали, что использовать черный цвет для окрашивания волос вне военное время нежелательно [12].

Группа ученых считала, что окрашивать волосы головы или бороды в черный цвет запрещено категорически. Среди тех, кто придерживался этого мнения, был имам ан-Навави, да помилует его Аллах.

Он, да помилует его Аллах, сказал:

«Все ученые единодушно порицают использование черного цвета при окрашивании волос головы или бороды. Аль-Газали в „аль-Ихъйа“, аль-Багави в „ат-Тахзиб“ и другие из (наших) сподвижников[13] сказали, что это нежелательно. Таков очевидный смысл их слов, однако верным является мнение, что это категорически запрещено /харам/»[14].

Из современных ученых мнение о запрете использовать черный цвет при окрашивании волос высказывали шейх Ибн Баз, шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует их Аллах.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

«Запрещено женщине и мужчине изменять цвет седых волос на черный, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Измените эту седину, но избегайте черного“. Хадис передается у Муслима в его сборнике „Сахих“. Что касается изменение цвета иным, кроме черного, то в этом нет греха. Например, смесью хны и катма[15], если получится не черный цвет, но между черным и красным»[16].

Также его спросили об использовании готовой краски для волос женщиной с черными волосами, но среди которых есть и седина. Она еще молода.

Он, да помилует его Аллах, ответил:

Нет греха в том, чтобы использовать готовую краску для волос и изменить цвет волос, если в волосах женщины, использующей её, нет седины. Если же у неё есть седина, то ей запрещено использовать краску, окрашивающую седину в черный… .

Шейх Ибн ‘Усеймин указал на то, что окрашивание волос в черный цвет является один из больших грехов. Он, да помилует его Аллах, сказал:

«Воистину, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, велел изменять цвет седины, но также велел избегать черный цвет. Он сказал, что те, кто окрашивают свои бороды в черный цвет, не почувствуют запаха Рая. Это указывает на то, что окрашивание в черный цвет является одним из больших грехов. Поэтому женщине следует бояться Аллаха и избегать всего того, что запретил Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы быть среди тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику. Сказал Всевышний Аллах:

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا

„Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха“,

وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

„А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение“. В этом вопросе нет разницы между мужчиной и женщиной. Эта общая норма»[17].

До него подобные слова сказал и Ибн Хаджар аль-Хайтами:

«Сто одиннадцатый большой грех – окрашивание бороды черным цветом не ради такой цели, как сражение на пути Аллаха.

(Хадис об этом) передал Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Хиббан в своем „Сахих“, а также аль-Хаким, и он сказал, что у хадиса достоверная цепочка передатчиков. А мнение о том, что хадис недостоверен, не верно. Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „В последнее время будут люди, которые станут краситься в черный цвет, (цветом) словно зоб голубя. Они не почувствуют запаха Рая“.

Примечание. На то, что это большой грех, указывает очевидный смысл этого достоверного хадиса – сильное наказание, даже если я не видел тех, кто считал это большим грехом»[18].

Также необходимо обратить внимание на то, что даже если следовать мнению тех ученых, что говорили лишь о нежелательности, то это касается только отдельного случая окрашивания черным: когда человек не пытается обмануть других этим. Если же человек окрашиванием волос в черный цвет желает обмануть других, то, как сказали ученые, он совершает запретное.

В труде по мазхабу маликитов сказано:

«„Если же это во время торговли, то запрещено“, потому что это обман. Как если бы человек желал продать раба с седой бородой и окрасил её в черный цвет. Или человек, который желал жениться, покрасил свою белую бороду в черный цвет.

Таким образом, как передал Заррук от некоторых, что если это (делается) для обмана, то запрещено…»[19].

В труде по мазхабу ханбалитов сказано:

Нежелательно изменять цвет, то есть седины, на черный не во время войны, и запрещено (делать это) для обмана [20].

Цель окрашивания – изменение белого цвета или украшение для мужа, желая сменить черный цвет на иной, можно достичь и другими доступными и дозволенными цветами, которых много.

Таким образом, из всего вышесказанного становится понятно, что жениху до свадьбы следует знать так, как обстоит дело на самом деле. Это отдалит Вас от обмана и установит между вами ясность. Седину в основном скрыть от мужа не удается, и если он узнает об этом после женитьбы, то это может усилить негатив, и, возможно, приведет к отвращению и расставанию.

Нам неизвестна особая мольба, которую следует произносить при появлении седины, но Вы можете обращаться к Аллаху с просьбой о всех видах блага в этой и последующей жизни, среди которого и то, что Вы имеете в виду. Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто бы не обратился к Аллаху с мольбой, если только человек не станет просить о греховном или о разрыве родственных связей, то Аллах даст ему то, о чем он просит, или Он отвратит от него зло, подобное этому [21].

Вам также следует обратиться к доктору, возможно, проблема в недостатке или избытке каких-либо гормонов, и Вы сможете получить лечение или сможете отрегулировать это медицинским путем.

Что касается Ваших страданий и переживаний по этому поводу, то рабу Аллаха следует проявлять терпение в отношении того, что было предопределено Аллахом и помнить, что, чтобы не постигло верующего, это станет благом для него. Нет ничего более раскрывающего сердце и более полезного для раба Аллаха, чем довольство предопределение Аллаха. Знайте, что не у Вас одной рано поседели волосы, подобных Вам много. Посмотрите вокруг себя, сколько пожилых и молодых людей были испытаны неизлечимыми болезнями, или попали в аварию, или сколько людей, которые не могут жить нормальной жизнью. Посему воздайте хвалу Аллаху за здоровье и просите у него благ.

[1] Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари, хадис № 5899.

[2] Муслим. Сахих Муслим, хадис № 2102.

[3] Ан-Науауи. Шарх Сахих Муслим. Т. 14. С. 79-80.

источник