Меню Рубрики

Почему нельзя хлопать при взлете и посадке самолета

На самом деле, аплодисменты при посадке самолета на сегодняшний день всё более редкое явление. Например, в США аплодисменты были распространены в 70-80-ые годы. Сегодня же, услышать аплодисменты при посадке самолета можно, пожалуй лишь в России (на рейсах российских авиакомпаниях, где подавляющее большинство пассажиров — русские) и некоторых странах Азии и Африки.

В этой статье попробуем разобраться, хлопать или не хлопать (вот в чем вопрос) ?

Пассажиры так дружно хлопали, что пилот ещё три раза взлетал и сажал самолёт на бис ??

1. Психологическая разрядка (фуууух, ну наконец-то мы сели, аэрофобы, привет ?);

2. Благодарность пилотам (чувааак, ты крут, посадил многотонную махину и никого не угробил);

3. Оценка работы пилотов, особенно если посадка была в туманно-дождливо-снежную погоду, плюс потряхивало, как только шасси коснется взлетно-посадочной полосы бурнейшие овации обеспечены, мол это таааак сложно (на самом деле, это вполне обычная ситуация для рядового пилота) .

1. Искренняя благодарность пилоту , это как сказать таксисту: «Хорошего пути»;

2. Для проживающих в РФ и странах СНГ пока сохраняется чувство новизны в полете. Среднестатистический Россиянин,в лучшем случае, раз в год летает в отпуск (в Сочи или Турцию) , нет пресыщенности, полет на самолете как целое событие ;

3. Менталитет. Как многие говорят: «В России всё через *опу», мы ведь с вами привыкли, что качественно свою работу не делает никто, поэтому посадка самолета воспринимается как великое достижение.

На самом деле в подобных аплодисментах нет ничего плохого. Это даже круто, хочется аплодировать? Пожалуйста!

Единственная поправочка , свою благодарность стоит выражать не тогда когда самолет едва коснулся ВПП, а чуточку позже, в идеале, после полной (. ) остановки самолета.

Многие слышали о страшной авиакатастрофе в аэропорту Иркутска в 2006 году? Так вот, как только колеса коснулись полосы, пассажиры по обыкновению зааплодировали, через несколько секунд произошла катастрофа. Из 203 человек погибло 125 . Поэтому, иногда стоит быть чуть аккуратнее в выражении своих эмоций ?

Чаще всего нет (двери + сосредоточенность на работе), но как правило, в моменты особенно сложной посадки (по мнению пассажиров) до них доносятся отголоски. Бортпроводники бывают делятся с пилотами, мол пассажиры ОСОБЕННО отметили посадку ?

Ну тут стоит отметить, что всё зависит от личного восприятия конкретного пилота, но если рассматривать ситуацию всецело, то овации их совсем не обижают, а некоторых даже радуют (в последнее время довольно часто пилоты стали лично, наряду с бортпроводниками, прощаться с пассажирами).

По-моему, подобная практика делает окончательную фазу полета более жизнеутверждающей, ставит своеобразную точку ( если Вы конечно помните о своевременности) ?

источник

Аплодисменты могут дико раздражать не только ваших соседей, но и пилота.

Безобидная, на первый взгляд, привычка — хлопать после посадки самолёта — может привести к личной трагедии. На днях молодой человек из Атланты по имени Грег опубликовал в Twitter крик души.

Picture this: You’re 31. You just married your soulmate and are on your way to your beautiful honeymoon.The plane lands in Bora Bora, as it touches the ground your wife begins clapping. She’s an airplane clapper. You get on a plane right back to America and you never speak again.

Представьте: вам 31. Вы только что женились и отправились со второй половинкой в путешествие в медовый месяц. Самолёт приземляется на Бора-Бора, и ваша жена начинает хлопать. Она airplane clapper. Вы садитесь в самолёт, летящий в Америку, и больше не разговариваете.

Эта запись вызвала бурный отклик у пользователей Twitter. «Я не знаю, кто хуже: те, кто аплодирует после приземления, или те, кто делает это в кинотеатре после просмотра фильма», «Вы никогда не узнаете человека полностью, пока не увидите, как он ведёт себя в самолёте», — писали люди.

Вопрос, хлопать или не хлопать после приземления, до сих пор вызывает споры. На форуме Reddit есть сообщество Planeclappers, где пользователи делятся мнениями насчёт аплодисментов в самолёте и рассказывают о своём опыте. Вот некоторые из них:

  • «Мы пролетали над горами в Южной Калифорнии, и я подумал, что мы умрём из-за сумасшедшей турбулентности. Похоже, мы падали пару раз, и одна леди практически стукнулась о потолок, потому что не пристегнулась ремнём безопасности. Когда самолёт приземлился, все хлопали, кроме меня и неё».
  • «Вчера мы вместе с моим молодым человеком ходили в парк, который находится рядом с аэропортом. Мы смотрели на взлётно-посадочную полосу. И каждый раз, когда садился самолёт, он вставал и приветствовал его!»
  • «Я летел в самолёте и испытал сильнейшую турбулентность в течение 20 минут до того, как мы приземлились. К моему удивлению, никто не хлопнул. Хотя был слышен коллективный выдох облегчения».

Причины разные. Часто хлопают те, кто возвращается на родину после долгого отсутствия, в том числе по ряду экономических или политических причин. Также люди проявляют радость от удачного приземления в сложных погодных условиях либо в случаях, когда на борту была какая-то техническая неисправность.

Бывает, что пассажиры хлопают без причины, даже если полёт и посадка прошли в штатном режиме. Замечено: те, кто совершает авиаперелёты часто, обычно не аплодируют. А вот пассажиры, выбирающиеся пару раз в год в отпуск, предпочитают «отблагодарить» пилотов.

По словам бортпроводников, чаще пассажиры аплодируют на международных рейсах. Намного реже — после посадки в европейских городах, где перелёты дешёвые и жители летают очень часто.

К слову, приземление — это ещё не гарантия того, что все опасности позади. В 2005 году в Торонто во время посадки самолёта авиакомпании Air France с несколькими сотнями пассажиров были сильная гроза и дождь. Воздушное судно с трудом приземлилось Passengers tell of harrowing escape , и люди начали хлопать. Но быстро поняли, что это преждевременно: самолёт съехал со взлётно-посадочной полосы в овраг и загорелся. Никто не погиб, но в числе пострадавших оказались и те пассажиры, которые аплодировали.

Пилоты не слышат, что пассажиры хлопают. О том, что посадка прошла под аплодисменты, пилотам могут сообщить стюардессы. Но не всегда это воспринимается позитивно.

Есть пилоты What do airline pilots think of passengers who applaud after a landing? , которым приятно либо безразлично, что им хлопают.

Для меня это не имеет большого значения. Пассажиры не являются экспертами по авиаперелётам и не могут определить, насколько качественно прошла посадка. Но я никогда не откажусь от аплодисментов. Это всегда приятно, даже если иногда и незаслуженно.

Питер Уилер, пилот из Австралии

Но многих пилотов аплодисменты обижают. Они считают себя профессионалами высшей категории, а потому приземление — это не что-то из ряда вон выходящее, а обычная работа, которую они всегда стараются делать безупречно. Для пилота оскорбительно, когда пассажиры считают, что полёт на самолёте — это игра в рулетку.

Сами пассажиры относятся к традиции хлопать по-разному. Кто-то считает, что это правильно и логично.

Мы аплодируем музыкантам на концерте, почему бы не похлопать за хороший полёт? Думаю, что это признание уважения и благодарности.

Читайте также:  Почему в яндексе нельзя посмотреть код элемента

Другие полагают, что отсутствие аплодисментов — это признак менталитета жителей определённых стран.

В Америке вы можете идти по улице, и случайная тётка вдруг скажет, что у вас клёвые ботинки. Вам запросто могут похлопать прохожие, когда вы эффектно закидываете чемодан в багажник. Вам постоянно говорят, что вы молодец («Good job»). Русские же уверены, что похвалу НАДО ЗАСЛУЖИТЬ. Но мало того, что они сами не хвалят, они пытаются запретить другим! Это ужасно. Хвалите людей, ну или хотя бы не мешайте другим.

Третьих привычка аплодировать в самолётах раздражает.

Покажите мне хоть одного пилота, который не корёжится от хлопанья в ладоши. Вы ведь не хлопаете, выходя из такси, потому что не разбились во время поездки.

Единственно верного ответа на этот вопрос нет: каждый принимает решение сам. Если вас переполняют эмоции и вы не можете сдержаться — хлопайте. Но помните, что не всем пилотам это приятно. Если кто-то начинает аплодировать после посадки, у вас есть выбор: присоединиться либо проигнорировать.

Возможно, лучшим вариантом выразить свою благодарность экипажу будет пара тёплых слов, написанных в книге отзывов или на сайте авиакомпании.

источник

Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни города, которыми задаются горожане.

По просьбе читателя The Village решил выяснить, почему российские пассажиры хлопают пилотам после приземления самолёта и когда зародилась эта традиция. За ответом мы обратились к пилоту с большим стажем и к психологу, который работает с аэрофобами. Ответ оказался довольно неожиданным.

На самом деле всё не так, как вы думаете. Привычка хлопать после посадки свойственна не только русским, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать нам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают.

И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями. Тогда — да, бывало.

Открою секрет: пилоты не слышат, что вы хлопаете в салоне, они отделены от вас бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали. Нам, конечно, это приятно, как любому человеку, который хорошо выполнил свою работу и которого оценили по достоинству.

психолог, работающий
с аэрофобами

Единой версии о том, откуда появилась традиция хлопать в ладоши после посадки, не существует. Самой правдоподобной можно считать следующую: особенно популярной эта традиция стала в 90-е, когда информация об авиакатастрофах и прочих происшествиях в воздухе перестала быть государственной тайной и вышла в массы. Само собой, народ впечатлялся и… радовался.

Хлопать после посадки — это почти то же самое, что сказать «спасибо, было очень вкусно» после ужина в ресторане. Пилоты, равно как и повара, этого не услышат и узнать о реакции благодарных пассажиров могут только от бортпроводников. Соответственно, хлопая, мы делаем это не столько для них, сколько для себя.

Можно заметить, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три солиста, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Рискну предположить, что эти солисты в той или иной мере боятся летать и их напряжение достигает пика при посадке. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А поблагодарить пилотов и экипаж — самое оно. В пользу этого объяснения говорит и то наблюдение, что хлопают чаще всего на чартерных рейсах. Ведь чартерами пользуются по большей части те, кто летает раз-два в год в отпуск и, соответственно, особенно сильно нервничает с непривычки.

источник

С отпускным сезоном в соцсети пришел бурный спор о российской традиции — аплодировать пилотам во время посадки. Почему некоторые пассажиры так делают, а других это раздражает и как реагируют на этот ритуал сами летчики — выяснило «URA.RU».

Единого мнения, откуда взялась традиция хлопать в ладоши при посадке, до сих пор нет. Одни эксперты полагают, что россияне «подсмотрели» это где-то за рубежом. Другие указывают на то, что аплодисменты на борту стали звучать в 1990-е годы, когда информация об авиакатастрофах перестала быть государственной тайной и вышла в массы — в итоге любая удачная посадка стала радостью. Специалисты также отмечают, что чаще всего аплодисменты можно услышать на чартерных рейсах. Объясняется это просто: на чартерах большинство пассажиров — люди, летающие максимум два раза в год на отдых, поэтому даже посадка в погожий день воспринимается как нечто уникальное.

Этот ритуал вызывает раздражение у многих пассажиров, которые считают, что такие аплодисменты — верх неприличия, апеллируя к тому, что пилоты в этот момент сильно злятся и раздражаются.

«Это неправда — летчики не страдают от аплодисментов по двум причинам. Во-первых, ни один профессионал не считает хлопанье пассажиров в ладоши реальной оценкой посадки — для этого существуют совсем иные критерии. Во-вторых,

кабина пилотов отделена от салона бронированной дверью, поэтому они просто не слышат радостных возгласов и хлопков»,

— рассказал «URA.RU» член общественного совета Ространснадзора и Росавиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По его словам, в советское время никаких аплодисментов не было, люди вели себя более сдержанно: «Но ничего плохого в таком поведении нет. Люди выражают свою радость и благодарность членам экипажа».

В то же время Смирнов признал, что начинать хлопать в ладоши сразу после касания шасси посадочной полосы преждевременно: «Многие нештатные ситуации и катастрофы случаются после этого».

источник

Скажите, вы хлопаете в метро, когда доехали до нужной станции? Может быть, вы аплодируете водителю маршрутки на конечной остановке? Подозреваем, что ответ на оба вопроса – нет.

Тогда почему звучат аплодисменты при посадке самолета, который на сегодняшний день является таким же привычным общественным транспортом? Мы попытались в этом разобраться.

Аплодисменты при посадке — версия религиозная, малореальная

Человек – не птица, для него подниматься выше облаков дело отнюдь не привычное. Подсознательно такое действие может интерпретироваться, как свиданием со Всевышним, ведь для большинства понятия «Бог» и «небо» неразделимы.

Поэтому для среднестатистического пассажира перелет — настоящий духовный катарсис, переосмысление всей жизни. А значит, после посадки начинается новая жизнь, и почему бы этому не поаплодировать?

Признаемся, мы сами не очень-то верим в то, что написали, но версия все-таки имеет право на жизнь.

© commons.wikimedia.org

Интересный факт:
пилоты аплодисменты при посадке не слышат, как считают большинство пассажиров. О реакции публики на маневры им могут рассказать разве что бортпроводницы.

Аплодисменты при посадке — версия конформистская, похожая на правду

«Все хлопают, и я хлопаю» — в 70% случаев именно так ответят пассажиры на вопрос «зачем?». Кто-то, к примеру, летит впервые и думает, что так принято – аплодирует. Кому-то неудобно перед соседом, который активно рукоплещет, поэтому нужно как-то его поддержать.

Читайте также:  Почему нельзя заверить копию с копии

Ведь обратите внимание, аплодисменты при посадке не срываются внезапно, сначала появляется один «солист», а потом уже подключается «хор». Другой вопрос, почему начинает хлопать солист?

Интересный факт: существует распространенный стереотип, что аплодисменты при посадке – традиция исключительно украинская, точнее «советская». На самом деле это не так, корни этого феномена нужно искать в Европе, те же итальянцы до сих пор частенько встречают овациями мягкую посадку. Правда, большинство европейцев уже этим «переболели», аплодируют только после посадки в сложных условиях.

Аплодисменты при посадке — версия эмоциональная, самая вероятная

Перелет – это эмоциональный стресс даже для тех, кто пользуется услугами авиакомпаний часто. Также на рейсе всегда присутствует хотя бы один-два человека, страдающих аэрофобией (или узнающих об этом лишь во время перелета).

Поэтому, когда шасси самолета касаются посадочной полосы, наступает колоссальное облегчение. Сравнить можно с ситуацией, когда долго-долго ищешь общественный туалет в каком-то незнакомом городе и, наконец, находишь! В такие моменты невольно можешь и зааплодировать! Плюс это некая благодарность пилотам за хороший полет (хотя, как мы уже писали выше – пилоты аплодисменты при посадке не слышат).

В заключение скажем: хлопать или не хлопать – ваше личное дело. Главное – помните: если пилоты каким-то образом услышат ваши аплодисменты, могут войти в раж и исполнить на бис петлю Нестерова, бочку и другие фигуры высшего пилотажа. Оно вам надо?

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

источник

Большинство пассажиров из России хлопает в ладоши, когда приземляется самолет, в котором они летят. Как выяснилось в ходе опроса более 5 тысяч человек, проведенного туристическим сервисом Туту.ру, 52% признались в том, что хлопают. Из них 37% хлопают всегда и для них это способ поблагодарить пилота за мягкую посадку: пугающее количество, кстати, коррелирующее с количеством аэрофобов в обществе. У 15% мозг поражен еще не полностью и у них есть шанс: они признались, что хлопают, но не всегда, а когда есть настроение.

26% заверили, что сами не хлопают, но спокойно относятся к аплодисментам остальных пассажиров. А 22% оказались противниками этой традиции: сами не хлопают и раздражаются, когда это делают соседи. Для них аплодисменты — это что-то наравне со вскакиванием с кресла и вытаскиванием сумок с полки во время руления или стоянием в очереди у гейта за полчаса до его открытия. Почему хлопать — позорище? Есть 4 аргумента.

Смысла хлопать сразу же после касания полосы при посадке нет никакого. Во-первых, пилоты в подавляющем большинстве случаев этих аплодисментов просто не слышат, поэтому «благодарности за мягкую посадку» не ощущают. Есть легенды о том, что при особо буйных аплодисментах о них потом пилотам рассказывают бортпроводники, но это не точно ?

Во-вторых, благодарить рано. Из пассажирского салона не очень хорошо видно, в какой части полосы вы ее коснулись — а вдруг с «перелётом» и вы сейчас выкатитесь за пределы ВПП? Или реверс сработает только на одном двигателе и самолет развернет?

В-третьих, кого благодарить? Разработчиков электронных систем точного захода, например, ILS или GLS? В том, чтобы снижаться по глиссаде в автоматическом режиме, а в конце не промахнуться мимо полосы, нет никакой магии: можете сами сходить на какой-нибудь тренажер и убедиться. Понятно, что при плохой видимости и сильном ветре сесть сложнее, но так и пилоты не первый раз в кабине сидят и, опять же, никакого волшебства нет, есть четкое выполнение процедур. Некоторые пилоты даже обижаются — мол, хлопают за то, что я не угробил самолет. Вот если пассажир, впервые увидевший штурвал, посадит самолет — это будет и вправду чудо, достойное оваций.

В-четвертых, в ряде случаев посадка намеренно делается с «прикладыванием» о полосу — например, если покрытие влажное, то это увеличивает сцепление пневматиков (шин) с асфальтом или бетоном. Мы не пишем «жесткая», потому что слово «жесткая посадка» имеет вполне конкретное значение — при ней имеет место повреждение самолета. Как минимум в виде остаточной деформации, не говоря уже о более серьезных последствиях типа подлома стоек шасси и т.п. Речь именно об ощутимом толчке при касании полосы — и пилоты иностранных компаний обычно сажают именно так; незаметное касание больше характерно для российских и советских традиций обучения летчиков. Впрочем, разница весьма условна: «у них» нормальной считается перегрузка 1,4-1,5g, «у нас» — 1,2-1,3. Никакой практической пользы в меньшей перегрузке нет — тут дело, скорее, в истории. На старых советских аэродромах покрытие ВПП имело невысокую прочность, поэтому и касаться старались мягче, и стойки шасси имели по множеству колес, чтобы вес самолета распределялся по большей площади.

Вспомните: у Ту-154 были шестиколесные стойки, как у «Боинга-777», у которого посадочный вес в три раза больше. Кроме того, на современных самолетах перегрузка при касании просто необходима, так как требуется обжатие стоек шасси (грубо говоря, срабатывание на сжатие) — по соответствующему сигналу включается автомат тормозов, выпускаются спойлеры на крыле и т.п., в то время как на старых типах все это делалось вручную. Так что слишком мягкая посадка даже опасна.

источник

За рубежом любителей похлопать после посадки называют planeclapper. У них даже есть собственно сообщество. Люди со всего мира выкладывают видео из самолётов, кадры фиксируют бурные аплодисменты по поводу удачной посадки. Однако иногда радость преждевременна.

Сложно сказать, какая страна породила традицию. Но именно в России аплодисменты — распространённое явление. Иностранцы объясняют это тем, что русские нечасто куда-то летают. Путешествие на самолёте — целое приключение.

Почему аплодисменты в самолёте считаются дурным тоном, и как на них реагируют пилоты и стюардессы? Фактрум рассмотрел аргументы сторонников и противников русской традиции.

Аплодисменты раздаются после того, как шасси самолёта касается взлётной полосы. Для пассажира именно мягкий толчок, знаменующий возврат на землю, значит успешную посадку. Однако статистика говорит об обратном. Дотронуться колёсами до земли — только половина дела. Самолёт может проехать и взмыть обратно в воздух. Иногда посадка даже после касания полосы оборачивается катастрофой.

В 2005 году преждевременные аплодисменты прозвучали в самолёте, который садился в Торонто. Воздушное судно коснулось полосы, которая была покрыта лужами из-за дождя. Но самолёт не остановился. Полоса кончилась, и самолёт с сотней пассажиров понёсся в овраг. Обошлось без жертв, но многие пострадали. В том числе и плэйнклапперы. Так что хлопайте только после полной остановки.

Пилоты не слышат аплодисментов. В СССР гуляла шутка про аплодисменты в самолёте. Говорилось, что кабины пилотов оборудованы специальными приборами — аплодисмометрами. Если пассажиры недостаточно звонко хлопали в ладоши, то стрелка прибора оставалась неподвижной. В наказание пилоты взлетали и садились повторно.

Аплодисменты нравятся только выдуманным пилотам. На самом деле, такая похвала раздражает. Взлёт, полёт и посадка — ежедневные обязанности. Самолёты не падают и не съезжают с полос не по счастливой случайности, а благодаря профессионализму воздушных капитанов. Вы же не хлопаете, когда выходите из такси в благодарность водителю за то, что не разбились? Кроме того, пассажиры ничего не понимают в управлении воздушным судном. В реальности оценить качество посадки они не могут.

Читайте также:  Почему нельзя беременным есть мягкие сыры

Пассажиры относятся к традиции по-разному. Кто-то игнорирует хлопки, кто-то вливается в поток всеобщей радости. Европейцы реже аплодируют после посадки. Перелёты между странами Евросоюза стоят дешевле, чем билет из Москвы во Владивосток. Соответственно, европейцы летают гораздо чаще и отвыкают от подобного выражения эмоций. В Америке такая же ситуация: дешёвые билеты на самолёты делают этот вид транспорта доступным.

Иностранец, который оказался в русском самолёте, недоумевает. Почему со всех сторон слышатся энергичные хлопки и радостные возгласы? Неужели русские настолько редко поднимаются в небо?

Русские придали аплодисментам в самолёте особый смысл. Пассажиры признаются, что хлопают не пилоту, а себе. За смелость, за то, что сели и полетели. Некоторые так снимают стресс. Объясняют аплодисменты оригинально: мол, русский человек психологов не посещает, в отличие от иностранца, поэтому и сдерживаться не привык.

Споры вокруг хлопков в ладоши до сих пор не утихли. Плейнклапперы настаивают, что аплодисменты — банальная вежливость. Клиенты ведь говорят «спасибо» официантам и таксистам. С другой стороны, отблагодарить пилотов можно цивилизовано. Каждый аэропорт имеет книгу отзывов. Пара строчек о мягкой посадке выглядит лучше, чем хлопки, да ещё и несвоевременные.

источник

Почему пассажиры хлопают пилотам после приземления самолёта и когда зародилась эта традиция. За ответом мы обратились к пилоту с большим стажем и к психологу, который работает с аэрофобами. Ответ на этот вопрос оказался довольно неожиданным:

На самом деле всё не так, как вы думаете. Привычка хлопать после посадки свойственна не только туристам из СНГ, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать нам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают.

И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями. Тогда — да, бывало.

Открою секрет: пилоты не слышат, что вы хлопаете в салоне, они отделены от вас бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали. Нам, конечно, это приятно, как любому человеку, который хорошо выполнил свою работу и которого оценили по достоинству.

Единой версии о том, откуда появилась традиция хлопать в ладоши после посадки, не существует. Самой правдоподобной можно считать следующую: особенно популярной эта традиция стала в 90-е, когда информация об авиакатастрофах и прочих происшествиях в воздухе перестала быть государственной тайной и вышла в массы. Само собой, народ впечатлялся и… радовался.

Хлопать после посадки — это почти то же самое, что сказать «спасибо, было очень вкусно» после ужина в ресторане. Пилоты, равно как и повара, этого не услышат и узнать о реакции благодарных пассажиров могут только от бортпроводников. Соответственно, хлопая, мы делаем это не столько для них, сколько для себя.

Можно заметить, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три солиста, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Рискну предположить, что эти солисты в той или иной мере боятся летать и их напряжение достигает пика при посадке. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А поблагодарить пилотов и экипаж — самое оно. В пользу этого объяснения говорит и то наблюдение, что хлопают чаще всего на чартерных рейсах. Ведь чартерами пользуются по большей части те, кто летает раз-два в год в отпуск и, соответственно, особенно сильно нервничает с непривычки.

источник

Обычай хлопать после мягкой посадки самолета пришел с Запада. По некоторым версиям родоначальниками были темпераментные итальянцы, выражающие, таким образом, восторг от встречи с землей. В СССР отсутствовала такая традиция. Жители СНГ переняли ее у иностранцев после падения «железного занавеса», когда стали массово летать за рубеж. С этим связаны легенды, что овации на борту ввели в обиход русские.

По мнению психологов Университета Ланкастера, исследовавших этот феномен, есть несколько версий происходящего. Наиболее вероятным является предположение, что в небе пассажир переживает приступ аэрофобии, о наличии которой может узнать только на борту. В момент, когда шасси касаются взлетной полосы, наступает облегчение, несмотря на то, что посадка не завершена, и аплодисменты звучат преждевременно. В этом пришлось убедиться не одному пассажиру. В стране и за рубежом периодически происходят случаи технических неполадок, случающихся после момента приземления.
Некоторые специалисты считают, что причина оваций кроется в солидарности пассажиров, летящих одним рейсом. После того, как один из них начинает аплодировать, остальные подхватывают, чтобы поддержать соседа.
Не стоит исключать и тот факт, что люди, редко совершающие перелеты, банально считают, что так поступать принято, поэтому стараются не выделяться из толпы.

Всем пассажирам, старающимся овациями выразить признательность за совершенный перелет, стоит знать, что реакция пилотов не всегда соответствует ожиданиям.
Несмотря на то, что управление крылатой машиной – их работа, летчики понимают степень опасности, несут ответственность за жизнь людей. Как и многие представители опасных профессий, летчики бывают суеверными, придерживаются своих, установленных ритуалов. Существует понятие «gate to gate», и вздох облегчения после завершенного рейса, раздается после уверенности в безопасности пассажиров.
Преждевременная радость может оказаться напрасной, поэтому даже лояльно настроенный экипаж рекомендует выражать бурный восторг после полной остановки, в момент, когда о завершении полета объявляет командир.
Любителей аплодисментов может заинтересовать и тот факт, что летчики их не слышат, поскольку находятся за бронированной дверью, управляют самолетом, находясь в наушниках. О радости в салоне им могут рассказать только бортпроводницы. Именно они и остальные пассажиры слышат звук оваций.
Даже если бы пилоты слышали хлопки, вряд ли в ответственный момент стоит отвлекать специалистов от процесса наблюдения за приборами. В это время учащается пульс, повышается давление, пилоты находятся в пиковой стадии сосредоточенности.
Менее лояльные летчики не любят овации, исходя из того факта, что пассажиры не могут адекватно оценить их уровень мастерства, опасность, возникающую при внештатных ситуациях. Их не интересует или раздражает мнение дилетантов. Профессионалов оскорбляет факт недоверия людей, считающих, что удачная посадка – дело везения.
По данным опросов авиакомпаний Turkish Airlines, Pan Am, проведенных среди летчиков чартерных, внутренних авиалиний, чаще хлопают пассажиры, летящие на отдых. Деловые перелеты, совершаемые бизнесменами, проходят менее эмоционально.
Но, общее мнение, высказанное всеми летчиками, единогласно. Профессионалы рекомендуют вместо аплодисментов придерживаться правил, пристегиваться во время посадки, а благодарность выражать в книге отзывов или на сайте авиакомпании.

источник