Меню Рубрики

Как и чем склеить диффузор динамика

Сообщества › Автозвук › Блог › Небольшой гайд по ремонту треснувшего(порванного) диффузора динамика alphard db m-80

Не центровал?
Раньше в советские времена ремонтировали динамики клеем момент и марлей

Нет, а зачем, он не сместился, да и как, если он приклеен

гарантии что не сместился никакой. форма диффузора поменялась с одной из сторон. привет катушка.

Уже год работает, ничего не сместилось. И так я ремонтировал еще несколько динамиков, все работают до сих пор.

Еще для экономии на весе используют туалетную бумагу

По моему, интересный опыт, после такого фаталити восстановить динамик.

Аж матом ругаться не Хочется

В качестве получения опыта конечно плюс! Но, мне кажется, этот динамик уже не стоит этих трудов. . .

Это относительно)))
Научись еще подвесы менять, потом руки и до перемоток катушек дойдут, . .кстати, можно было попробовать и диффузор сам поменять, так для опыта. . .в продаже есть, надо только по размерам подбирать

На них оригинальные реконы есть, 800рэ, для опыта хотелось восстановить этот диф. А так еще лежат пару разобранных м60 neo и m80, у m80

Что будет если я за место картонного дифузора воткну стеклянную тарелку? от стекла же самый лучший звук исходит…
или Line-x ом просто промажу дифузор и уже ничего его не порвёт даже взрыв бомбы выдерживает он)))

«…как многие уже знают у данной модели есть очень неприятная болячка, .»

Это болячка не динамика. Это людская болезнь. Очень распространенная.

Это болезнь — динамика! Или ты хочешь сказать что при срезе 160 4м порядком при подводимой мощности 90вт можно испортить нормально сконструированный динамик?

Испортить динамик можно только кривыми руками. Когда установщик и настройщик понятия не имеют, как делать свою работу правильно и умеют в интернете только голых баб искать.

Если установщик и настройщик разбираются в том, что делают, умеют оценить реальные способности динамика не читая то, что пишут в его рекламе, которой производитель разводит лохов на покупку, и умеют привести систему в соответствия реальным способностям динамика, то никогда ни один динамик не умрет.

А то, что происходит с этими динамиками, это результат повальной безграмотности владельцев ввиду бюджетности железки. Их ставят не понимая что этим динамикам можно давать и как. В результате упарывают подвиги.

Ты другое скажи. Ты 90Вт какими приборами измерял? Модель, класс точности.
Что показывал осцилограф в это время? Какова была форма сигнала?
На какой частоте был замер мощности?
Каков был прирост импеданса на частоте замера?
Каково было падение напряжения на частоте среза относительно не срезанного диапазона?

Или «на глаз» прикинул, почитав коробку от усилителя?

источник

Для ремонта поломанных устройств, воспроизводящих звуковые колебания, в некоторых случаях понадобиться клей для ремонта динамиков, связано это с устранением неисправности подвеса. Перед тем как перейти непосредственно к выбору клея и способу восстановления работоспособности этих элементов акустической системы, необходимо разобраться, что такое подвес динамика и его частые дефекты.

Подвес динамика или любого громкоговорителя является одним из самых часто ломающихся элементов, потому что при работе акустики он работает на износ, при движениях диффузора. Режим его работы схож с работой амортизатора, который при резких колебаниях, басах, и звуковых ударах принимает на себя часть механического растяжения. Основная причина выхода из строя подвесного механизма динамика связана с работой на большой громкости, и имеет свой временной режим эксплуатации. Несомненно, ремонт подвеса не является максимально эффективным, нежели его полная замена, но может с легкостью продлить жизнь и эксплуатацию акустической системы, а в частности, основного её элемента динамика, на продолжительный срок. Проведение данных работ можно выполнить самостоятельно ил же отдать в руки мастера с соответствующей квалификацией и опытом.

После отрыва подвеса от динамика или же диффузора, во время работы акустической системы на максимальной или предельной громкости, будут слышны характерные потрескивания, шум, хрип. При этом посторонние звуки слышны даже при прослушивании музыки на небольшой громкости. Материал, из которого, выполнен этот элемент динамика выполняется достаточно упругим, но в то же время прекрасно работающим на сжатие или растяжение, за счёт гибкости и эластичности. Однако, их недолговечность из-за пересыхания и разрушения, одна из минусов, с которыми постоянно борются производители качественной акустической системы.

Нужно отметить что клей для ремонта динамиков применяется не только для ремонта подвеса, но и для крепежа выводных проводов к диффузору, а также приклеивания катушек и центрующей шайбы.

Итак, для того чтобы выполнить ремонт подвеса, а именно его подклеивание нужно пользоваться специальными предназначенными для этого склеивающими веществами. Рассмотрим самые популярные и получившие распространение, среди мастеров этой отрасли, клеи. Они разнятся как по своему составу, так и по характеристикам.

    • Клей SL. Универсальный однокомпонентный клей разработанный выполненный на основе полихлоропрена, который применяется специально для ремонта, а также сборки громкоговорителей. После склеивания он образует прозрачный, по своей структуре шов, схватывающийся в течение двух часов. Отличается высокой прочностью, но пользоваться данной аудиотехникой можно только через сутки, тесть после полного высыхания, а не только схватывания. Предлагается покупателям в пластиковой ёмкости, объём которой 100 мл, а цена колеблется в районе 500–650 рублей.

    К выбору клея для ремонта и склеивания элементов динамиков и других акустических систем, нужно подойти тщательно, нельзя использовать любой попавшийся под руку, так как вибрации при работе данной техники являются нормальным режимом работы.

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 48 часов!

    источник

    Чтобы устранить проблему, даже не нужно обращаться в мастерскую: в большинстве случаев достаточно разобрать динамик, прочистить его от инородных предметов и снова собрать, посадив все элементы на хороший клей. Самостоятельно можно и произвести замену подвеса сабвуфера, если на нем появился надрыв.

    В этой статье мы расскажем, каким клеем лучше клеить катушку динамика, какой клеящий состав идеально подойдет для приклеивания подвесов, диффузора, центрирующей шайбы, выводов.

    Для ремонта динамика используют различные по своему составу и характеристикам виды клея. Одни идеально подходят для приклеивания катушки и проводов к диффузору, другие используют для крепления подвеса и сборки динамика.

    Вот перечень клеевых составов, которые в своей работе используют профессиональные мастера:

    Клей SL для сборки динамиков — универсальный однокомпонентный контактный клей на основе полихлоропрена. Разработан специально для сборки и ремонта электродинамических громкоговорителей.

    Образует тонкий, высокопрочный, прозрачный клеевой шов. Клей схватывается в течение двух часов, пользоваться склеенным изделием можно через сутки (время полного высыхания).

    Клеить диффузор динамика специалисты рекомендуют именно этим клеем. Продается Клей SL в пластиковых упаковках объемом 100 мл, стоит порядка 500-600 рублей.

    Клей DKD — современный однокомпонентный клей низкой вязкости. Изготовлен на основе эпоксидной композиции, предназначен для склеивания витков обмоточного эмальпровода при ремонте звуковой катушки.

    Клей полностью полимеризуется в течении 2-3 часов при нагревании строительным феном до температуры 120 градусов. «DKD» обладает отличной адгезией к стеклотекстолиту, каптону и другим материалам, из которых изготавливают катушки динамиков.

    Продается Клей ДКД в пластиковых флаконах объемом 50 мл, стоит порядка 400-500 рублей.

    Экспресс-клей Akfix 705 — универсальный двухкомпонентный набор для быстрой сборки динамиков. Состоит из быстрополимеризующегося цианоакрилатного клея повышенной вязкости (жидкий гель) и активатора в форме аэрозоля.

    Отлично склеивает резину и большинство видов пластика, поэтому широко используется для ремонта динамиков. Обеспечивает безупречно высокую прочность склеивания за считанные минуты, не капает и не растекается.

    Продается Akfix 705 в наборе: 200 мл активатора + 50 г клея, стоит порядка 350 рублей.

    Клей Интербонд (Interbond) — вязкий клей на основе этил-2-цианоакрилата. Двухкомпонентный, продается в комплекте с аэрозольным активатором.

    Идеально подходит для сборки динамиков, а именно выполнения таких задач, как: приклейка центрирующей шайбы к диффузородержателю, приклеивание гибких выводов, вклейка катушки.

    Не рекомендуется использовать для работы с металлами. Продается Interbond в наборе: 100 мл активатора + 25 г клея, стоит порядка 200 рублей.

    Заменить подвес на динамике сабвуфера несложно.

    Все, что понадобится для выполнения работы, это:

    • новый подвес;
    • строительный фен;
    • острый нож;
    • тонкая плоская отвертка;
    • растворитель;
    • клей;
    • кисточка или ватная палочка для нанесения клея.

    ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

    Порядок выполнения работ на примере использования однокомпонентного клея SL:

    1. Производим демонтаж поврежденного подвеса — отклеиваем его от корзины (корпуса), от диффузора, снимаем пылезащитный колпачок. Чтобы сделать это быстро и аккуратно, необходимо хорошенько прогреть клеевые швы строительным феном. Отслаивать старые элементы нужно аккуратно, чтобы не повредить диффузор. Для этих целей отлично подходит плоская отвертка.
    1. Тщательно очищаем корзину и диффузор от остатков старого клея, обезжириваем место склеивания растворителем.
    1. Производим центровку диффузора, чтобы он свободно двигался, не задевая катушку. К этому моменту нужно подойти ответственно, иначе придется заново все разбирать и клеить подвес динамика еще раз.
    1. Наносим при помощи кисточки или ватной палочки небольшой слой клеевого состава на диффузор и на подвес (клей предварительно нужно хорошенько размешать). Оптимальная толщина клея — 2-3 мм.
    1. Производим приклеивание: выдерживаем технологическую паузу, чтобы клей подсох до состояния остаточной липкости. Прикладываем подвес к диффузору и равномерно прижимаем склеиваемые поверхности. Время высыхания клея в соответствии с инструкцией — 10-20 минут. Однако полная прочность достигается только спустя сутки. После этого можно проводить тестирование динамика.

    источник

    Появление дребезжания или хрипа в колонке может свидетельствовать о повреждении подвеса, диффузора, центрирующей шайбы или выводов. Сегодня можно найти как сторонников ремонта деформированной колонки, так и противников, которые предпочтут купить новый динамик.

    Произвести ремонт можно самостоятельно при наличии времени и желания сделать что-либо собственными руками, не обращаясь в мастерскую. Нетребовательный слушатель не заметит разницы в звуке до и после ремонта динамика, если провести его аккуратно и тщательно.

    Для ремонта можно использовать разные виды современного клея, которые выпускаются для выполнения определенных работ.

    Для склейки диффузора подойдет бесцветный однокомпонентный клей SL. Первичное схватывание происходит в течение 10-20 минут, полное высыхание – через сутки. Отличается высокой прочностью склейки. Выпускается в пластиковых флаконах по 100 мл.

    Частично поврежденный резиновый, тканевый или полипропиленовый подвес можно восстановить с помощью силиконового герметика. Первичное схватывание наступает в течение 30 минут, окончательное высыхание – 24 часов. Силикон сохраняет эластичность подвесов, давая диффузору свободно двигаться.

    Витки звуковой катушки хорошо склеиваются эпоксидным клеем DKD. Время полной полимеризации – 3 часа при условии использования строительного фена с нагреванием струи воздуха до 120°С. Клей подходит для работы с органическими материалами, используемыми для изготовления звуковых катушек. Выпускается в пластиковых флаконах по 50 мл.

    Для сборки динамика разработан клей Akfix705. Выпускается в комплекте с аэрозольным активатором. Прочность склеивания набирается за несколько минут. Рекомендуется для склеивания резины и пластика. Выпускается в наборе: 200 мл активатора + 50 г клея.

    Справка! Клеи с аэрозольным активатором обладают хорошей вязкостью. При работе не растекаются, не капают.

    Клей Интербонд также подходит для сборки компонентов динамика, особенно вклейки катушки и гибких выводов. Выпускается в комплекте: 100 мл активатора + 25 г клея.

    Наиболее часто происходит частичное или полное повреждение подвеса. Ремонт колонки с заменой поврежденного подвеса на новый за 6 шагов:

    1. Произвести выемку поврежденного подвеса. Он легко снимается с помощью плоской отвертки, если места склейки с диффузором предварительно прогреть горячим воздухом.
    2. Очистить диффузор и корпус от остатков клея с помощью растворителя. Операцию можно повторить дважды. Попадание растворителя на кожу может вызвать раздражение. Работы должны производиться в резиновых перчатках.
    3. Установить диффузор по центру таким образом, чтобы он не соприкасался с катушкой.
    4. Нанести кисточкой клей SL тонким слоем (не более 3 мм) по контуру диффузора и подвеса.
    5. Приложить новый подвес к диффузору, прижать склеиваемые поверхности, выдержать 10-20 минут до первичного схватывания.
    6. Через 24 часа произвести сборку динамика и тестирование.

    Ремонт частично поврежденного подвеса без выемки за 6 шагов:

    1. Демонтировать динамик из корпуса.
    2. Очистить от пыли и грязи.
    3. Аккуратно кисточкой легкими движениями нанести силиконовый герметик на оставшуюся часть резинового подвеса, поддерживая снизу те места, где резина лопнула. Оставить на 30 минут для схватывания.
    4. Из плотной брезентовой ткани вырезать кусочки в виде небольших квадратов, которыми будут заклеены места с осыпавшейся подвеской. Промазать силиконом квадраты и места склеивания на диффузоре и диффузородержателе, куда они будут наклеены. Сверху наклеенных квадратов нанести слой силикона. Оставить на 30 минут.
    5. Нанести еще один слой силикона плотным слоем по контуру восстановленного подвеса и оставить на 24 часа.
    6. Поставить динамик на место в корпус, провести тестирование.

    Заклеить динамик можно самостоятельно, однако, в таком случае, необходимо выполнять все рекомендации.

    источник

    На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места.

    Имеется в наличие — чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания — издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие.

    После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган — НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции — при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган

    Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)

    Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа «Момент») при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру).

    . место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру).

    . и место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру)

    В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)

    Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности — не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении!

    При смачивании — пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!

    В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие — повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!

    После отклеивания колпачка — аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента).

    К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости — повторно смачиваем место склейки растворителем.

    Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём. Смачиваем снова и опять ждём. Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное — аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес. )

    Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков — оставляем её в покое. При отклеивании виточка — приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2.

    Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть — у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!

    Аккуратно отгибаем медные «усики».

    . и отпаиваем подводящий проводок.

    Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив — болезнь легче предупредить!)

    Обрезаем подводящие проводки по месту излома.

    . и облуживаем получившиеся кончики (само собой — сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя — припой впитывается в проводок, как в губку!

    Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные «усики» и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем — паять проводок к крепёжным «усикам» — нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять?

    Собираем динамик. Ставим диффузор со всем «хозяйством» в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности — при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении «+» батарейки к «+» динамика — диффузор будет «выпрыгивать» из корзины. Ставим диффузор так, что бы его «+» подводящий проводок был у обозначения «+» на корзине динамика.

    Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе — к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины.

    Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило — помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего — читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую «Момент», главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).

    Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!).

    После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.

    Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность — криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.

    Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.

    Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик — лёгкое дело. Главное — неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно — они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект.

    Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд:

    источник

    Любая система воспроизведения звука состоит из электронной и механической части. Электронная часть это усилитель, а механическая – громкоговорители, которые являются основой акустической системы. Они нередко выходят из строя, поэтому ремонт динамиков своими руками избавит владельца акустики от серьёзных расходов. Качественные системы стоят дорого, а отремонтировать их в специализированных мастерских не всегда удаётся. Чтобы разобраться, как восстановить динамик своими руками нужно знать его конструкцию.

    Звуковые системы автомобилей состоят из двух или трёхполосных систем коаксиального типа и сабвуфера. Коаксиальный прибор имеет овальную или круглую форму. Его конструктивной особенностью является установка высокочастотной головки или «пищалки» на специальной пластине над диффузором широкополосной акустики. Система занимает мало места, а высокочастотная головка не мешает распространению звуковых волн. Автомобильная акустика подвержена множеству негативных воздействий. Наличие пыли и постоянной вибрации являются причиной отказа автомобильных систем воспроизведения звука.

    Некоторые модели коаксиальных автомобильных колонок состоят из трёх динамиков. Два из которых – высокочастотный и среднечастотный, установлены над низкочастотным динамиком. Чаще всего неисправность возникает в широкополосной головке. Восстановить динамики находящиеся в машине можно. Для этого потребуется несложный инструмент и некоторые навыки. При ремонте овальных динамиков своими руками сначала нужно снять высокочастотный узел.

    Для этого необходимо вывернуть центральный винт, находящийся на заднем фланце динамика.

    Головка винта обычно заклеена.

    Нужно удалить этикетку, тогда будет доступна головка винта.

    После того как модуль будет снят нужно аккуратно отпаять подходящие к нему провода. Теперь можно заняться широкополосной головкой. Резиновый подвес диффузора прижимается пластмассовой накладкой. Её нужно поддеть плоской отвёрткой или лезвием ножа и снять с диффузородержателя. Затем отделить резиновый подвес диффузора. Он приклеивается эластичным клеем типа резинового, поэтому подцепить край можно отвёрткой, а затем осторожно отклеивать его руками. Когда край диффузора будет полностью отделён от металлического основания, снимается центрирующая шайба. Сначала от контактной пластины следует отпаять проводки звуковой катушки. Затем очень осторожно отклеить центрирующую шайбу. Её очень легко повредить, поэтому работу лучше выполнять плоской и тонкой отвёрткой.

    Когда динамик полностью разобран, можно приступать к поиску дефекта. Неисправность акустической системы определяется на слух в процессе эксплуатации. Звук в колонке становится искажённым, появляются хрипы и треск, особенно на больших уровнях громкости. Иногда полностью пропадают высокие частоты, и звук становится глухим и неразборчивым. В основном ремонт авто динамика своими руками сводится к очистке магнитного зазора широкополосной головки от посторонних включений. Чаще всего в зазор постоянного магнита попадает грязь или пыль.

    Для удаления мусора можно воспользоваться пылесосом. Сложнее удалять из зазора металлические частицы. Магнит динамика сильный и пылесос здесь не поможет. При удалении магнитных частиц поможет обычный скотч. Небольшие его полоски вводятся в зазор при помощи тонкой пластинки из текстолита или другого немагнитного материала. Затем они извлекаются вместе с прилипшими частичками.

    Эту операцию следует повторить несколько раз. Посмотреть качество работы можно с помощью мощной лампы и лупы. Собирается узел в обратном порядке. Старый клей лучше не удалять, так как это позволит точно установит диффузор. Все склейки можно выполнять обычным клеем «Момент». После установки диффузора нужно рукой проверить насколько хорошо перемещается звуковая катушка в зазоре магнита. Не должно быть никаких механически зацеплений. Катушка должна двигаться без усилий и шорохов. Восстановление и ремонт динамика автомобиля не требует особых знаний, поэтому ремонтировать динамики своими руками сможет каждый.

    Восстановление динамика своими руками во многом зависит от его конструкции и характера неисправности. При эксплуатации акустической системы в головках могут возникнуть следующие дефекты:

    • Электрический пробой катушки
    • Возникновение короткозамкнутых витков
    • Повреждение обмотки
    • Разрыв диффузора
    • Попадание грязи в зазор магнитной системы

    Если звук в колонке отсутствует нужно проверить целостность обмотки звуковой катушки с помощью тестера. Сопротивление у звуковых катушек небольшое и тестером можно только убедиться, что обрыва нет. Наличие короткозамкнутых витков в катушке 4 или 8 Ом потребует специальных измерительных приборов. После снятия диффузора и центрирующей шайбы сгоревшую катушку видно сразу.

    Если эмалевая изоляция провода сильно потемнела, это говорит о том, что в центре катушки могут быть короткозамкнутые витки и её придётся перематывать. Бывают случаи, когда от сильной вибрации звуковой катушки часть витков отклеивается и колечком спадает с катушки. В этом случае их можно аккуратно вернуть на место с помощью пинцета, а затем проклеить. Ремонт автомобильных динамиков своими руками связан не только с коаксиальными, но и с компонентными устройствами. Такие акустически системы состоят из трёх динамиков и кроссовера. Кроссовер или блок LC-фильтров осуществляет разделение звукового диапазона на три полосы частот, каждая из которой подаётся на свой динамик. Ремонт компонентного динамика не имеет существенных отличий от ремонта других моделей.

    Частым дефектом является разрыв диффузора. Ремонт порванного динамика своими руками заключается в его восстановлении. Бывают разные причины повреждения диффузора:

    • Износ из-за продолжительной работы
    • Механические повреждения
    • Отделение звуковой катушки

    В результате износа диффузора или воздействия влаги на нём могут появиться разрывы. Это приводит к тому, что звук в акустических системах начинает искажаться. В этом случае ремонт акустического динамика возможен постановкой заплаты на повреждённое место. Несмотря на плотность диффузора для его реставрации нужно использовать мягкую бумагу типа газетной. Офисная бумага формата А4 для этой цели не подойдёт. Для проклейки заплаты используется эластичный клей. Это может быть ПВА или ему подобный. Клеем промазывается обратная сторона диффузора в месте разрыва. Затем небольшой прямоугольник мягкой бумаги промазывается клеем и накладывается на разрыв с обратной стороны. Бумагу нужно аккуратно приглаживать, используя круглый и гладкий предмет.

    Если разрыв большой, то полоски бумаги наклеивают так, чтобы они перекрывали друг друга и заходили на неповреждённый сегмент диффузора. После выравнивания и разглаживания накладывается второй слой бумажных полосок. С внешней стороны место трещины промазывается клеем. Излишков клея быть не должно, поэтому диффузор протирается мягкой тряпкой. Готовая конструкция должна просыхать не менее суток. После полного высыхания проверяется качество заклеивания и свободное перемещение диффузора. Если место склейки получилось тоньше чем остальной материал, то процедуру проклейки нужно повторить. Разная толщина приведёт к тому, что в этом месте снова образуется надрыв. Последняя проверка качества заключается в подаче на динамик музыкального фрагмента с выхода усилителя. Лучше всего прослушать отрывок из симфонического произведения, так как там присутствует почти весь частотный диапазон. Ремонт динамиков автомобиля выполняется по аналогичной схеме.

    В аппаратуре для усиления звука, которая используется на концертных площадках, используются мощные широкополосные динамики. По своей конструкции они немного отличаются от обычных моделей. Поскольку они рассчитаны на мощность в десятки и сотни ватт, то имеют более плотный диффузор, закреплённый на упругой резиновой подвеске. Ремонт аудио динамиков включает в себя восстановление звуковой катушки и ремонт диффузора.

    При ремонте НЧ динамиков своими руками нужно знать, как его разобрать, чтобы не повредить акустическую систему. Все работу нужно выполнять строго последовательно. Сначала удаляется пылезащитный колпачок. Поскольку он приклеен клеем на синтетической основе, то для его растворения применяется ацетон или другой органический растворитель. Нужно аккуратно увлажнять растворителем ободок колпачка до тех пор, пока его нельзя будет удалить.

    Затем нужно отпаять провода, идущие от звуковой катушки на контактную панель. После этого обрабатывать ацетоном края защитного кольца и резиновой подвески. После некоторого времени диффузор отклеится. После этого осторожно подрезается центрирующая шайба и диффузор вместе со звуковой катушкой можно вынуть из магнитной системы.

    При ремонте акустических динамиков своими руками самым сложным процессом будет перемотка звуковой катушки. Это трудоёмкая и тонкая работа. После того как диффузор вместе с катушкой будет снят с корпуса, нужно аккуратно смотать сгоревший или порванный провод. Витки можно не считать, чтобы не сбиться. Достаточно измерить длину смотанного провода и замерить микрометром его диаметр, чтобы подобрать аналогичный кусок. Для намотки катушки нужно использовать оправку соответствующего диаметра, на которую надевается звуковая катушка. Так можно избежать сминания бумажного каркаса. Звуковая катушка наматывается строго виток к витку. Для фиксации лучше всего использовать клей БФ-2.

    Поле полного высыхания катушки узел можно собирать. При наличии небольшого опыта ответ на вопрос можно ли восстановить динамики будет положительным.

    У динамиков, которые встроены в акустические системы, могут случиться не только внутренние дефекты, но и внешние. Чаще всего это ослабление крепления динамиков к передней панели акустических систем. Это вызывает посторонние шумы в колонках и нарушение акустической картины. Особенно часто это происходит в звуковых системах автомобиля. Если разболталось крепление нужно снять фальшпанель и подтянуть все соединения. Если пропал звук в колонках, это часто связано с обрывом проводов, идущих от усилителя к динамикам. Поэтому прежде чем вскрывать акустический модуль нужно проверить его работоспособность.

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 48 часов!

    источник

    Со временем динамик может прохудиться, звук может доноситься с хрипами, но это еще не повод его выбрасывать. Вы сможете своими силами заклеить динамик и устранить дефекты, лишь изучив немного информации на эту тему. Для этого не обязательно обращаться в мастерскую. Достаточно отсоединить подвес, очистить изделие от инородных предметов и собрать все компоненты, используя соответствующий проблеме клеящий материал.

    Выбирая клей для динамиков, обратите внимание на его состав и сферу применения. Возьмите подходящий, учитывая характер повреждений.

    • Diffusor SL – универсальный клей, состоящий из одного компонента. Его главным составляющим элементом является полихлоропрен. Изначально создан для исправления дефектов динамических громкоговорителей. Неплохой выбор для сборки динамиков. Благодаря особой технологии этот состав образует бесцветный, аккуратный, высокопрочный шов. Схватывается на протяжении двух часов, полное высыхание завершается по прошествии суток, и тогда можете использовать динамик в работе. Выбор специалистов, занимающихся ремонтом сабвуферов.

    • DKD – современный выбор склеивающего материала. Его состав отличается однокомпонентной структурой с низкой вязкостью. Используется для восстановления витков обмоточного эмалированного провода, необходимого для приклеивания звуковой катушки. Полное высыхание занимает около двух-трех часов, может быть ускорено строительным феном.
    • Akfi 705 подойдет для быстрой сборки. Отличается своей универсальностью. Этот состав из двух компонентов подойдет для скорого ремонта динамика. Хорошо зарекомендовал себя для резиновых и пластиковых поверхностей.
    • Interbond – двухкомпонентный вязкий состав, в основе которого содержится этил-2 цианоакрилат. Используется для ремонта центрирующей шайбы, вклейки катушки, гибких выводов.

    Отремонтировать колонку и починить динамик самому легко. Для ремонта вам понадобятся:

    1. Запасной подвес.
    2. Кисточка.
    3. Нож.
    4. Клей.
    5. Отвертка.
    6. Строительный фен.
    7. Растворитель.

    Порядок действий для ремонта динамика полностью совпадает с алгоритмом ремонта сабвуфера с поправкой на размеры.

    1. Извлечь поврежденный подвес из колонки. Для этого придется разобрать громкоговоритель: отклеить подвес от корпуса, отсоединить диффузор, снять пылезащитный колпачок. Облегчить данную процедуру можно, нагревая места швов с помощью строительного фена. Отделять составные части необходимо с аккуратностью, чтобы избежать повреждений элементов диффузора. Воспользуйтесь отверткой или пластиковой картой для демонтажа деталей.
    2. Провести очистку корзины диффузора от частиц высохшего клея с помощью растворителя обезжирить места склейки.
    3. Выполнить центровку диффузора. Нужно установить его так, чтобы он имел достаточно свободного хода и не задевал окружающие поверхности. Для этого используйте центрующую шайбу.
    4. Намазать клеем места соприкосновения составных частей динамика. Необходимо нанести на диффузор и подвес клей небольшим слоем, используя кисточку.
    5. Поле проклеивания элементов необходимо выдержать паузу, это требуется для подсушивания клея до остаточной липкости.
    6. После подсыхания прижать подвес к диффузору, надавливая на места склейки. Подождите 15–30 минут для начального высыхания проклеенных поверхностей. Клей достигает полной прочности через сутки. По истечении необходимого времени возможно проведение теста динамика.

    Если возникает потребность наложить пару заплаток нужного диаметра, склеиваем детали внахлест друг к другу. Можно использовать картонные заплатки при починке больших отверстий. Важно особое внимание уделить тому, чтобы диффузор не деформировало во время приклеивания, подберите оптимальную силу нажатия на заплатки. По истечении суток убедитесь в том, чтобы все элементы акустического громкоговорителя схватились, при необходимости проклейте еще раз. При проверке динамика сначала установите небольшую громкость звука, а затем постепенно увеличивайте её.

    Более подробно про ремонт динамика смотрите в видео.

    Как видите, склеить колонку несложно. Часто хватит очистки и проклейки составных частей громкоговорителя, и он снова порадует вас чистым звуком. Проявите аккуратность и терпение в заклеивании динамика и вы убедитесь в том, что усилия не напрасны.

    Оставляйте свои советы и рекомендации в комментариях. А также делитесь нашими материалами в соцсетях.

    источник

    В электромеханической системе динамического громкоговорителя самым слабым местом является диффузор. Обычно он делается из специальной бумаги, поэтому может деформироваться и получить повреждения на больших уровнях громкости. Его можно легко порвать, кроме того он хорошо впитывает влагу. Это влияет на его прочность. Ремонт диффузора динамиков своими рукамивозможен в домашних условиях. Бумажная масса, используемая для изготовления этой детали, отличается плотностью и жёсткостью. Динамик работает как поршень, поэтому никакие деформации материала не допускаются.

    Часто при эксплуатации акустических систем нарушаются правила их применения, поэтому громкоговорители выходят из строя. Как починить диффузор динамика. Ремонт диффузора динамика зависит от уровня повреждения. Бывают повреждения, когда материал процарапан не насквозь. Такой дефект, в процессе работы, обязательно превратиться в сквозной разрыв, который будет быстро увеличиваться. Поэтому нужно позаботиться о восстановлении материала. Для этого используется обычный резиновый клей, которым заклеивают повреждённые резиновые лодки. Слой клея наносится на царапину с двух сторон и просушивается 2-3 часа.Нанесение резинового клея не должен быть слишком тонким.Затем наносится второй слой. Клея нужно наложить побольше или сделать это за два приёма. Окончательная сушка занимает 48 часов, после этого динамик можно ставить в акустическую систему и включать. Некоторые аспекты ремонта диффузора динамиков своими руками есть на видео.

    Своевременное восстановление повреждённой мембраны громкоговорителя обеспечит его качественную работу на длительное время. Поэтому если в акустической системе стали появляться хрипы и искажения, в первую очередь нужно внимательно проверить диффузоры громкоговорителей. Как отремонтировать диффузор динамика своими руками.Мелкие повреждения ликвидируются нанесением резинового клея на нужный участок, а более крупные дефекты устраняются наложением заплаты. Для этого нужно выполнить следующие действия:

    • Очистить место склейки от пыли и грязи
    • Острым инструментом срезать свисающие края разрыва
    • Подготовить заплату превышающую отверстие по размера
    • Промазать заплату клеем и наложить её с обратной стороны диффузора

    В качестве заплаты можно использовать газетную бумагу, которая накладывается в 2-3 слоя. Если применять клей ПВА, то нужно брать не строительный, а офисный клей. На этом восстановление диффузора динамика заканчивается и после полного высыхания его можно устанавливать в акустическую систему.

    Акустические головки, имеющие маленькую выходную мощность можно реставрировать с помощью обыкновенного бумажного скотча. Такая заплата не даст отверстию увеличиться за счёт колебаний и не окажет существенного влияния на качество звучания. Ремонт порванного диффузора динамика можно сделать более надёжным способом. В этом случае на подготовленное отверстие накладывается бумажная заплата, а в качестве клея используется лак для ногтей. Такой вариант часто используют в сельской местности, где сложно достать хороший клей. Лак для ногтей обеспечивает хорошую жёсткость и надёжность места склейки.

    Одним из самых популярных гаджетов является ноутбук. Если длительное время эксплуатировать его звуковой канал на максимальной громкости, то в динамке могут появиться шумы, хрипы и искажения. Ремонт диффузора динамика ноутбука является сложной задачей, поэтому справиться с этим делом может только специалист. Сначала нужно убедиться, что причина плохого звука именно во встроенной акустике. Для этого достаточно подключить к выходному разъёму внешние колонки.Если в колонках или наушниках звук хорошего качества, значит дело во встроенных громкоговорителях. Акустические головки, используемые в ноутбуках, имеют маленькие размеры и диффузоры из пластика.

    Можно восстановить мембрану своими руками, но качество звучания будет заметно хуже, поэтому при повреждениях встроенных акустических головок ноутбука их лучше заменить.

    В сабвуферах применяются очень мощные громкоговорители. Они обеспечивают на пике 600-800 ватт и более, поэтому их акустические отражатели сделаны из плотного и жёсткого материала. Как отремонтировать диффузор динамика сабвуфера. Качество работы зависит от величины повреждения и от наличия всего необходимого для ремонта. Сначала нужно извлечь динамик из корпуса и очистить мембрану от пыли. Материалом для заплаты служит любой бытовой тонкий картон, включая конфетную коробку. Ножницами вырезается заплата, перекрывающая повреждение примерно на один сантиметр в каждую сторону. Если кривизна поверхности не позволяет это сделать, используется несколько заплат меньшего размера, которые клеятся внахлёст.Нужно промазать место склейки с обратной стороны и заплату клеем «Момент». Картон должен хорошо пропитаться клеем. Через 20-25 секунд заплату следует плотно прижать к месту повреждения. Чтобы сохранить нажим, между заплатой и корзиной вставляется валик из упругого материала.

    В некоторых громкоговорителях большой мощности акустические отражатели отлиты из пластика. Повреждение такого изделия можно устранить, используя специальный клеящий состав. В качестве материала для мембраны часто применяется полипропилен или другие пластические материалы. Поскольку мощность очень большая, то самое важное при самостоятельном ремонте это прочность склейки. По этой причине клей типа «Момент» для работы не подходит. Для восстановления громкоговорителей с пластиковыми отражателями нужно использовать клей 3MDP 8005. Это акриловый двухкомпонентный состав, который обеспечивает высочайшую прочность клеевого соединения. Материал для заплаты подбирается в зависимости от материала диффузора. Место склейки следует тщательно обезжирить.

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 48 часов!

    источник

    Рано или поздно, каждый аудиофил-самодельщик сталкивается с проблемой ремонта или переделки источника звука своих (или чужих) акустических систем. Причиной может стать как механическое повреждение диффузора динамика, гофра или центрального подвеса, так и (что бывает чаще) электрическое повреждение звуковой катушки громкоговорителя. Нельзя исключать и вероятность перемотки этой катушки для изменения ее сопротивления, что иногда бывает нужно для согласования параметров акустической системы с имеющимся усилителем НЧ.
    В этой статье мы не будем касаться вопросов, связанных с ремонтом диффузора, его гофра и подвеса – на эту тему в интернете можно найти достаточно публикаций. А вот по ремонту и перемотке звуковой катушки громкоговорителя материалов практически нет. Тем не менее, данная статья может быть полезна всем, кто занимается ремонтом и переделкой громкоговорителей.

    Перемотка звуковой катушки требует практически полной разборки громкоговорителя (исключая разборку магнитного узла динамика – этого делать не следует во избежание уменьшения магнитного потока в зазоре). Во всяком случае, без демонтажа диффузора не обойтись в любом случае. Эта работа требует большой аккуратности и терпения: большинство динамиков – «одноразовые», и не рассчитаны на подобные экзекуции. Лишь некоторые динамики, предназначенные для профессионального использования в установках озвучания киноконцертных залов, имеют разъемную конструкцию, позволяющую относительно просто демонтировать диффузор. Чаще же диффузор и центральный подвес просто приклеиваются к корзине громкоговорителя, и хорошо, если это делается при помощи клея, который можно растворить или размягчить каким-либо растворителем или способом (например – локальным нагревом клеевого шва термофеном).
    Для разборки громкоговоритель извлекают из ящика акустической системы, и помещают на чистую, ровную поверхность, исключая наличие на ней не столько бытовой пыли (которая, разумеется, не полезна для здоровья динамика), сколько наличие мелких металлических предметов, крошек, и тем более – опилок. Попадание последних в магнитный зазор динамика может свести на нет все усилия аудиофила по реанимации «пациента».
    Первым делом необходимо отпаять от колодки гибкие проводники, идущие к звуковой катушке. Следует иметь в виду, что проводники, которые используются для этой цели, чаще всего имеют структуру «мишуры» — в них тонкие медные жилки свиты с синтетическими или натуральными нитями для обеспечения максимальной гибкости и эластичности. Для сохранения этого качества тоководов необходимо при пайке исключить случайную пропитку мишуры расплавленной канифолью, и тем более – оловом. Это сделать довольно просто – перед пайкой проводник пережимается максимально близко к месту пайки пинцетом или маленькими круглогубцами, и только затем отпаивается (или припаивается). При этом не следует применять больших усилий, так как механическое повреждение (деформация, смятие) проводника тоже может отрицательно сказаться на его эластичности. Применять для пайки жидкие флюсы я не рекомендую – слишком велика вероятность того, что флюс содержит активные кислотные составляющие, которые через какое-то время могут химически разрушить если не медные жилки токовода, то уж нитевую составляющую наверняка.

    Следующий этап – демонтаж пылезащитного колпачка диффузора. На его месте (или вместе с ним) может оказаться ВЧ-рупор широкополосника, который при необходимости так же демонтируется.
    Перед отклеиванием колпачка его аккуратно по всему диаметру смачивают каким-либо растворителем, для размягчения клея. Какой именно растворитель следует использовать для этого, сказать не возможно – разновидность клеевых составов, применяемых при сборке динамиков очень велика, поэтому выбор конкретного типа растворителя приходится осуществлять в процессе работы. Учитывая, что раньше большинство производителей динамиков применяло клеи или на спиртовой основе, или нитроцеллюлозные, то начинать следует именно со спирта (не с водки – она плохой растворитель), ацетона, или растворителей типа 646, 648 (предпочтение следует отдавать именно растворителям – они менее летучи, чем ацетон). Иногда приходится использовать толуол или дихлорэтан, только нужно иметь в виду их токсичность и летучесть, следствием которой является существенно больший расход. Разумеется, используя любой растворитель, следует позаботиться о вытяжке, или хорошей вентиляции, и соблюдать все меры предосторожности, исключая попадание любого растворителя на слизистые оболочки носа, рта и особенно – глаз. Если же такое произошло, необходимо промыть глаза большим количеством холодной воды, и незамедлительно обратиться к врачу. Можно попробовать смешать разные типы растворителей, для получения универсального «размягчителя» клея.
    Наносить растворитель следует непосредственно на место склейки, исключая его растекание по поверхности диффузора. Делать это следует при помощи маленького одноразового шприца с затупленной иглой.

    Применять кисть не стоит – даже беличья или колонковая кисточка иногда «сбрасывает» волос, который может попасть в магнитный зазор, и приклеиться там. После небольшой выдержки (3-5 минут) нужно острым лезвием ножа, скальпеля или большой иглы подцепить в одном месте край колпачка, и попытаться отделить его от диффузора. Если в одном месте удается это сделать, то дальнейшее уже не представляет больших проблем. При необходимости можно повторить процедуру нанесения растворителя на клеевой шов.

    Далее точно так же смачиваем растворителем внешнюю часть гофра (юбку), приклеенную к корзине динамика, и постепенно отделяем ее от металла. Для этого лучше использовать обычный кухонный нож с закругленным не острым лезвием. Чтобы исключить повторное приклеивание отделенной части диффузора к корзине, устанавливаем между металлом и юбкой гофра прокладки из плотной бумаги, или тонкого, устойчивого к применяемому растворителю пластика.

    Остается отклеить от корзины юбку центрального подвеса. Работа очень не удобная, кропотливая, и не всегда результативно выполнимая. Нередки случаи, когда юбка приклеена «намертво», и не хочет отклеиваться даже после длительного размачивания растворителями. В этом случае можно попробовать отклеить центральную часть подвеса от каркаса звуковой катушки. Универсальных рекомендаций здесь, к сожалению, дать трудно… Были случаи, когда даже приходилось срезать центральный подвес. Делать это нужно только в крайнем случае, стараясь разрезать подвес максимально близко к линии клеевого шва – тогда при сборке удается склеить подвес, практически без потери его эластичности.
    Если динамик разборный (наподобие старых кинаповских динамиков, например, 2А9), то процесс разборки сильно упрощается – у таких динамиков и юбка гофра, и центральный подвес фиксируются прижимными дугообразными пластинами на винтах.
    Сразу же после снятия диффузора с корзины, имеет смысл заклеить щель кольцевого магнитного зазора скотчем, изолентой, или просто «примагнитить» к фланцу подходящую по размеру стальную пластинку, или крышечку. Эта простая предосторожность исключит попадание в щель магнитного зазора любой грязи или мусора.

    Теперь можно перейти к осмотру звуковой катушки. Если динамик работал, но «скрипел», что иногда бывает при «развалившейся» катушке, то можно попытаться приклеить отклеившиеся витки катушки. Для этого их нужно аккуратно уложить на старое место, и просто промазать на два-три слоя клеем, с промежуточной просушкой. Бывает так, что один из выводов катушки просто отпаивается от токовода или промежуточной плоской шины в результате перегрева. В этом случае достаточно просто припаять его на место. Разумеется, не стоит для этого использовать низкотемпературные трубчатые припои, гораздо лучше применить классический ПОС.
    Если же катушка не только развалилась, но и почернела от перегрева, а лаковая изоляция провода обуглилась, то катушку однозначно лучше перемотать. Для динамиков с известными параметрами катушки (диаметра провода, числа слоев, и количества витков в каждом слое) можно просто удалить остатки старой обмотки катушки. Если же число витков не известно, то следует аккуратно смотать каждый слой обмотки, считая витки. Затем следует выбрать кусок смотанного провода с неповрежденной изоляцией, и замерив диаметр провода микрометром, подобрать провод с максимально близким диаметром.
    Если же этого сделать не удалось, то зная количество витков и сопротивление катушки постоянному току, можно высчитать требуемый диаметр провода. Вот формула для таких вычислений:

    где: d – диаметр провода звуковой катушки (мм), ρ – удельное сопротивление меди (0,0175 Ом*мм²/м), n – общее число витков катушки, D – внешний диаметр каркаса катушки (мм), b — ориентировочный диаметр провода (мм), m – число слоев обмотки, k – суммарная длина выводов катушки от крайних витков обмотки, до места припайки к гибким тоководам, R – сопротивление катушки постоянному току (Ом), п — число пи. Величина b является ориентировочной, и необходима для более точного вычисления средней длины витка звуковой катушки. Можно указывать b с точностью +/-0,1 мм от реального диаметра, без существенного уменьшения точности вычислений. Приведенная формула имеет такой вид:

    Эту же формулу можно использовать при пересчете сопротивления звуковой катушки на другое значение.

    Для перемотки катушки динамика стоит изготовить специальную моталку со сменными разрезными оправками. Ее конструкция проста и понятна из приведенных фотографий.

    Этой моталке уже больше 20 лет, и на ней перемотан не один десяток катушек. Это просто две пластины из текстолита (что были под рукой), соединенные четырьмя винтами М5. Вдоль плоскости соединения пластин просверлено отверстие диаметром несколько меньшим, чем диаметр оси моталке. Конструкция позволяет регулировать величину трения между остью моталки и ее корпусом, что довольно удобно при работе с проводами разного диаметра. Такое подтормаживание оси исключает самопроизвольное вращение оси, и предотвращает ослабление витков в неизбежных паузах в работе. В качестве пластин можно использовать и плотное дерево (бук, дуб, граб, береза), но мне кажется, что текстолит долговечнее.
    Разрезные оправки точатся под каждый диаметр звуковой катушки (их у меня набралось уже пара десятков) с плюсовым допуском примерно 0,05-0,07 мм. Разрезная оправка нужна для того, чтобы туго намотанную катушку после завершения работы было бы легче снять с оправки, слегка сжав ее.

    У приведенного на фото динамика пластиковый каркас катушки не был поврежден (что чаще всего случается с бумажными каркасами), и я не стал его отклеивать от диффузора. В том случае, если бумажный каркас поврежден, приходится делать новый. После нескольких экспериментов по выбору материала для каркаса, я остановился (еще в те давние времена) на бумажных перфокартах от древних вычислительных машин типа «Минск-32», и пр. Думаю, сейчас найти такие перфокарты будет проблематично, но при желании — можно.
    Хорошей альтернативой бумаге для изготовления каркасов катушек может служить алюминиевая фольга толщиной 0,05-0,1 мм. У меня сохранились запасы фольги толщиной 0,06 мм, из которой раньше делали крышки на стеклянные кефирные и молочные бутылки. Эта фольга довольно мягкая, легко выглаживается после случайного замятия и главное — не пружинит, и не напрягает медную обмотку катушки. Вес каркаса из такой фольги практически не больше веса бумажного каркаса. Прекрасный материал!
    Для катушек больших диаметров (мощные НЧ динамики) вполне подходит фольга от пивных банок. Правда, она довольно жесткая, поэтому перед намоткой полоску такой фольги нужной длины следует намотать на круглую оправку с диаметром раза в 2,5-3 меньше, чем диаметр катушки диффузора, и плотно обмотать по всей ширине, допустим, изолентой. После «освобождения» через несколько часов полоска фольги будет иметь как раз нужный вам диаметр. Достоинством металлического каркаса является его увеличенная теплопроводность, что существенно облегчает тепловой режим звуковой катушки.
    Маленькая хитрость, облегчающим процесс намотки: обязательно установите ограничивающие бордюры высотой 2-3 мм с обеих сторон от будущей обмотки, это позволит мотать катушку «от стенки до стенки», не боясь расползания нижнего слоя витков при намотке верхнего (-них) слоя (-ев). Бордюры лучше всего сделать из разрезных пластиковых шайб требуемого диаметра. В крайнем случае (как у меня на фото у правой щеки оправки) можно просто намотать в нужном месте один виток электрического провода в пластиковой изоляции. Левый бордюр в данном случае я намотал каким-то самоклеющимся эластичным пластиком (автомобильный декоративный молдинг).
    Перед намоткой поверхность металлического каркаса обязательно обезжиривается. Я использую изопропиловый спирт (у любом радиомагазине — 30 рублей за 0,25 литра). После этого поверхность каркаса между бордюрами промазывается не толстым слоем клея. Раньше использовал исключительно БФ-2. Сейчас такой клей достать у нас проблематично, поэтому покупаю в аптеках БФ-6, ближний родственник БФ-2 с незначительно худшими адгезивными и прочностными свойствами. Использовать новомодные сопливо-моментальные клеи типа «88», «Момент» или «Супер-моменты» (на цианокрилатной основе) не рекомендую по ряду их свойств, не облегчающих склейку и пропитку звуковых катушек. Только спиртовый клей, в крайнем случае — какой-либо клей на нитроцеллюлозной основе (можно подобрать что-нибудь из мебельных лаков).
    На фотографии

    виден вращающийся на тонкой стальной оси поролоновый валик, который непосредственно перед началом намотки обильно пропитывается клеем. Валик я делаю из кусочка поролона, одетого на обрезок стержня от авторучки. Провод перед укладкой на каркас касается пропитанного клеем поролона, и попадает на него (каркас) уже вымазанный клеем. Это несложное приспособление существенно улучшает проклейку катушки.
    Провод при намотке тоже обезжиривается — на фото этого не видно (сфотографировано до начала работы, там и валик еще не пропитан клеем), но обычно я держу провод салфеткой, смоченной в том же изопропиловом спирте.
    На очередном снимке

    показана «свеженькая» трехслойная катушка, на намотку которой у меня ушло не более 5-7 минут. После того, как катушка будет намотана, и слегка подсушена горячим воздухом (проще всего использовать бытовой фен), имеет смысл дополнительно пропитать ее на 2-3 слоя тем же клеем, можно слегка разведенным обычным спиртом. Я это делаю при помощи поролонового тампона.

    До окончательного высыхания (примерно в течение суток) катушка оставляется на разрезной оправке. Затем с катушки снимаются ограничительные бордюры, сама катушка снимается с разрезной оправки, и распаиваются выводы обмотки катушки. После этого крайние витки катушки и места пайки еще на 2-3 раза пропитываются клеем, обязательно с промежуточной сушкой в течение 1-2 часов, и катушка окончательно высушиваются. Для ускорения высыхания каждого слоя клея можно также использовать термофен.

    Сборка динамика производится в обратном порядке. Сначала следует максимально точно установить диффузор на свое старое место. Хорошими «направляющими» при этом служат остатки старого клеевого шва – их следует совместить с «отпечатками» на смежной поверхности. В том случае, если при разборке динамика не удалось отклеить центральный подвес от корзины, и пришлось «выгрызать» катушку, то на тканевой основе центрального подвеса наверняка останутся жесткие остатки клеевого шва, которые могут повредить обмотку звуковой катушки при сборке. Для исключения этого следует вставлять катушку в центральный подвес по направляющим. Можно попробовать свернуть направляющее кольцо из тонкого пластика, и вставить его внутрь центрального подвеса, и даже в магнитный зазор, и уже потом вставлять на место звуковую катушку.

    Если же конструкция динамика не позволяет этого сделать, то вместо сплошного кольца можно нарезать узкие полоски из того же пластика, вставить их вертикально в центральный подвес и магнитный зазор, и уже по ним вставлять катушку. После того, как звуковая катушка окажется на месте, пластиковое кольцо или направляющие полоски извлекаются. Эта простая мера предосторожности существенно облегчит сборку динамика, и сохранит обмотку звуковой катушки от механических повреждений острыми краями старого клеевого шва.
    Затем звуковая катушка тщательно центруется в магнитном зазоре динамика. Для центровки катушки можно использовать любой листовой материал подходящей толщины и плотности. Много лет использовал фотопленку, нарезанную полосками. Сейчас проще найти плотную лавсановую пленку (астролон, калька), или что-нибудь типа того.

    При установке диффузора в корзину нужно обеспечить как абсолютную аксиальность катушки относительно магнитного зазора, так и выдержать ее высоту относительно фланца. Только после этого можно приклеивать (или скручивать) центральный подвес и загофровую юбку диффузора.
    Для приклеивания центрального подвеса и юбки гофра можно использовать резиноподобные клеи – 88, «Момент», и т.д. Я же обычно применяю импортные сапожные клеи, которыми со мной делится ближайший сапожник. Положительным свойством сапожных клеев является то, что они наносятся на склеиваемые поверхности и высушиваю заранее (примерно за полчаса-час до склейки), и к началу сборки уже не пристают к рукам, а в момент склеивания поверхности просто прогреваются термофеном, и сжимаются на несколько секунд. После этого полоски, центрующие звуковую катушку, извлекаются из магнитного зазора, точность установки диффузора проверяется путем аккуратного перемещения диффузора вверх-вниз. Это следует делать, не перекашивая диффузор, т.е. усилие, прилагаемое к диффузору должно быть симметрично относительно его оси.
    В течение нескольких часов после склеивания (этого вполне хватает для проверки собранного динамика) такое соединение может быть довольно легко разобрано повторным нагревом, без размачивания клея, для устранения возможных неточности установки диффузора и центровки звуковой катушки.
    В последнюю очередь приклеивается на место пылезащитный колпачок, а тоководы припаиваются к колодке на корзине динамика (разумеется, с соблюдением описанных выше предосторожностей). Собранный динамик проверяется сначала на малой, а затем на максимальной мощности, и при отсутствии посторонних призвуков, монтируется обратно в акустическую систему.

    источник

Читайте также:  Как прикрепить пятку к лыжам фото