Меню Рубрики

Почему нельзя креститься левой рукой

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературе левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» — а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» — значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем — к левому.

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В то же время на страницах издания «Московский комсомолец» (г. Владимир) имеется совсем другой ответ, который дал читательнице священник Аркадий Маковецкий. Батюшка, напротив, разрешил женщине-левше креститься ведущей рукой и добавил: «Главное не какой рукой мы крестимся, а чтобы это крестное знамение наносилось с должным благоговением». Таким образом, левши могут выбрать и принять для себя любой из предложенных ответов. Необходимо лишь отметить, что не следует осенять себя знамением зеркально, а делать все левой рукой точно так же, как и правой.

источник

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» — а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» — значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем — к левому.

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В то же время на страницах издания «Московский комсомолец» (г. Владимир) имеется совсем другой ответ, который дал читательнице священник Аркадий Маковецкий. Батюшка, напротив, разрешил женщине-левше креститься ведущей рукой и добавил: «Главное не какой рукой мы крестимся, а чтобы это крестное знамение наносилось с должным благоговением». Таким образом, левши могут выбрать и принять для себя любой из предложенных ответов. Необходимо лишь отметить, что не следует осенять себя знамением зеркально, а делать все левой рукой точно так же, как и правой.

источник

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» — а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» — значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем — к левому.

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В то же время на страницах издания «Московский комсомолец» (г. Владимир) имеется совсем другой ответ, который дал читательнице священник Аркадий Маковецкий. Батюшка, напротив, разрешил женщине-левше креститься ведущей рукой и добавил: «Главное не какой рукой мы крестимся, а чтобы это крестное знамение наносилось с должным благоговением». Таким образом, левши могут выбрать и принять для себя любой из предложенных ответов. Необходимо лишь отметить, что не следует осенять себя знамением зеркально, а делать все левой рукой точно так же, как и правой.

источник

Креститься левой рукой можно

Креститься левой рукой можно, если правой рукой невозможно это сделать.
Например рука повреждена так, что ее трудно поднимать (болит сустав), или сломана и т.д. Священнослужители говорят о необходимости креститься левой рукой в таких случаях, то есть это нужно сделать.

Не только можно, но и нужно

Можно ли креститься левой рукой? В церковь можно ходить всем, и леворуким, и праворуким, и людям без рук.

На сайте Московской епархии Православной церкви священник церкви великомученика Георгия Победоносца города Видное Андрей Шеин как раз отвечает на такой вопрос. Читательница спрашивает, можно ли креститься левой рукой, на что священнослужитель дает однозначный ответ «можно», но только в двух случаях — если правая рука отсутствует, либо креститься правой рукой невозможно по причине заболевания или физиологических особенностей организма. Что касается левшей, то здесь церковь не делает снисхождений, верующий должен накладывать крест правой рукой. Прочитать ответ батюшки можно на сайте: www mepar ru .

Читайте также:  Почему нельзя принимать ванну часто

На сайте Кубанской митрополии священнослужитель дает аналогичный ответ: www pantoleon ru .

«Если же по состоянию здоровья правой рукой креститься невозможно, то не только можно, но и нужно креститься левой», — говорится в сообщении.

Стоит отметить, что в ситуации, когда нет возможности креститься правой рукой, нужно подойти к священнику прихода и взять благословение на накладывание креста левой рукой. Все-таки в разных церквях взгляды служителей на этот вопрос могут отличаться, поэтому, чтобы не было нареканий лучше заранее обговорить ситуацию со священником.

Можно креститься любой рукой, разницы в этом особой нет.

Для того чтобы поставить своеобразную защиту, человек крестится. Это действие он может совершать сам либо его могут крестить другие, эффект будет одинаков. Если Вы думаете, что ритуал придуман лишь для верующих, то заблуждаетесь, он работает для всех, именно поэтому любой человек, осенив себя или другого крестным знамением, защищается тем самым от возможных неприятностей.

Осенив себя крестным знамением (любой рукой), вы сможете уберечься от негатива и неприятностей.

источник

22 июля 2019 года удалось мне посетить Троице Сергиеву Лавру, в частности самый главный и древнейший храм Монастыря — Троицкий собор.

В Троицком Соборе хранится главная святыня — чудотворные мощи Сергия Радонежского, в очередь к которым я и занял место.

На правой руке гипс и сложить три пальца вместе, что бы креститься не представляется возможным. И в голове возник вопрос, можно ли креститься левой рукой? Ответ я получил у мимо проходящего служителя Лавры.

Ответ в коротком видеоролике.

а как будешь крестится им всё равно

Чушь не неси. Я пришел туда солдатом, стояли свечки. Я спросил о стоимости, мне ответили: солдат, клади сколько можешь, не можешь, не клади. А свечки ставь.

ну, когда это было. Сейчас у этого АО новый генеральный директор, так что правила предоставления услуг и расценки поменялись.

А люди поменялись? Бог другой стал?

а какое отношение Бог имеет к РПЦ.

Сударь, или давайте общаться без штампов, или до свидания. А вот эти: кукареку, бог ушел из Церкви, оставьте для джойреактора.

кукарекаешь ты. РПЦ ни какого отношения к богу не имеет. Человек, являясь божьим созданием, при общении с богом не нуждается в посредниках в виде стяжателей в рясах. А церковь должна быть не из бревен и камня, а из ребер и плоти. Есть в тебе Бог, ты сам себе церковь, а нет, то ни какой храм не поможет.

Нет Спасения вне Церкви и нет Спасения вне Храма. Но тебе виднее, правда? Ты ведь даже Церковь от Храма отличить не можешь.

а от кого мне спасаться? В отличие от стяжателей в рясах я педофилией не занимаюсь, не обманываю, веду в отличии от них достаточно скромный образ жизни, не езжу на бентли в пьяном виде и не сбиваю насмерть людей.

И наивно полагать, что ведя образ жизни обратный проповедуемому, можно иметь какое то отношение к Богу.

Все священники такие? Гнев, гордыня, лжесвидетельствование. И это только по комментарию.

давайте с главного начнем -с Гундяева. Призывает к воздержанию и умеренности, а живет в роскоши и богатстве (яхты, резиденции, машины патриарха чего стоят), дороги из за него перекрывают. И давайте не забывать, в 90-е РПЦ и Гундяев лично барыжили сигаретами и спиртным. От этого уже ни Гундяев, ни РПЦ не отмоются.

Гундяев не главное. Далеко не главное. Христос изгнал торговцев из храма, но не призывал рушить его.

Рыба гниет с головы. А подход к решению вопроса когда во главу угла поставлено нахальство и нахрапистость это уже стало визитной карточкой РПЦ.

Вот когда РПЦ начнет сама следовать своим заповедям, тогда можно вести речь о начале возврата уважения, а пока — мимо.

Рыба гниет с головы. А подход к решению вопроса когда во главу угла поставлено нахальство и нахрапистость это уже стало визитной карточкой РПЦ.

Ну так у них начальство — собственно бог.

а я полагаю, что Бог к ним ни какого отношения не имеет.

Бога вообще нет. Но если был — то был бы их непосредственным начальником.

у церкви, как и у любого другого долгоиграющего социального паразита-симбиота есть строго положительные проявления, от ненужных органов общественный организм избавляется гораздо быстрее, две тысячи лет стажа — это явно что-то не совсем лишнее

лично я к церкви отношусь с симпатией, хоть и несерьезно

серьезно не могу, знаком с батюшкой, читал ветхий и немножко новый завет, много говорили, интересно, если вникнуть, очень там такие темы начинаются, под которые одной поллитрой никак не решить, минимум нужен литр

А если две руки в гипсе, то как быть?

Тишина, судя по этимологии слова.

Это Тиша, пацанёнок местный

Креститесь хоть левой ногой. Вашему воображаемому другу глубоко все равно.

Главное взносы плати, можно и не креститься.

Вряд ли всемогущему существу есть дело до шевеления одной из конечностей перед лицом и тем более до места где это все происходит

Можно узнать, когда вы были в церкви?

А виндоус98 вы не пользуетесь? Причем тут ВЗ?

вообще, ответ каноничный, хотя и расходится с соображениями теологов-радикалов, левую сторону принимающих как зону проявления дьявола и, соответственно, неприменимую для свершения святого крестного знамения ни в каком виде

но еще более радикальное ветви богословия настаивают на том, что сила святого крестного знамения столь очистительно заражает добром, что никакое зло ему не упротивостоит

вопрос объемно освещен на многочисленных православных страничках, везде разрешают или для перестраховки дополнительно рекомендуют поинтересоваться у батюшки, вдруг он таки немножко радикал

источник

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературе левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» — а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» — значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем — к левому.

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В то же время на страницах издания «Московский комсомолец» (г. Владимир) имеется совсем другой ответ, который дал читательнице священник Аркадий Маковецкий. Батюшка, напротив, разрешил женщине-левше креститься ведущей рукой и добавил: «Главное не какой рукой мы крестимся, а чтобы это крестное знамение наносилось с должным благоговением». Таким образом, левши могут выбрать и принять для себя любой из предложенных ответов. Необходимо лишь отметить, что не следует осенять себя знамением зеркально, а делать все левой рукой точно так же, как и правой.

источник

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» — а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» — значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Читайте также:  Почему в церкви нельзя снимать

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем — к левому.

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В то же время на страницах издания «Московский комсомолец» (г. Владимир) имеется совсем другой ответ, который дал читательнице священник Аркадий Маковецкий. Батюшка, напротив, разрешил женщине-левше креститься ведущей рукой и добавил: «Главное не какой рукой мы крестимся, а чтобы это крестное знамение наносилось с должным благоговением». Таким образом, левши могут выбрать и принять для себя любой из предложенных ответов. Необходимо лишь отметить, что не следует осенять себя знамением зеркально, а делать все левой рукой точно так же, как и правой.

источник

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» — а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» — значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем — к левому.

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В то же время на страницах издания «Московский комсомолец» (г. Владимир) имеется совсем другой ответ, который дал читательнице священник Аркадий Маковецкий. Батюшка, напротив, разрешил женщине-левше креститься ведущей рукой и добавил: «Главное не какой рукой мы крестимся, а чтобы это крестное знамение наносилось с должным благоговением». Таким образом, левши могут выбрать и принять для себя любой из предложенных ответов. Необходимо лишь отметить, что не следует осенять себя знамением зеркально, а делать все левой рукой точно так же, как и правой.

источник

Можно ли леворуким ходить в церковь, помогать батюшке? Можно ли креститься левой рукой?

Отвечает клирик церкви вмч. Георгия Победоносца города Видное священник Андрей Шеин : Уважаемая Людмила, в церковь можно ходить всем! И леворуким, и праворуким, и совсем безруким. Помогать батюшке и своему приходу не только можно, но и нужно. А можно ли креститься, то есть налагать на себя крестное знамение левой рукой? Здесь есть два момента, которые могут помочь нам разобраться в этом вопросе. С одной стороны, а чем бы крестился человек, не имеющий правой руки вовсе или травмировавший ее? Очевидно, что левой. С другой стороны, Вы должны решить, насколько «непривычно» для Вас тождественно «невозможно». Это единственный аспект церковной жизни, где придется этот вопрос поставить и с христианской простотой на него ответить. На все остальные вопросы, такие как например: «какой рукой свечку ставить?» — ответ один: любой рукой.

Мне 40 лет, я инвалид, живу одна. Несколько лет назад одна моя родственница очень обидела меня, но спустя некоторое время я поняла, что надо прощать людей и теперь зла на неё не держу. А недавно у нее обнаружили рак: операция, тяжелое лечение, а ближние о ней не заботятся. И вот одна общая знакомая говорит, что это Господь ее покарал за то, что она тогда обидела меня — инвалида. Но ведь я не желала ей плохого, я ее люблю и давно простила! И все равно у меня чувство вины. Неужели та знакомая права? Помогите разобраться.

Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов : Когда с человеком случается тяжелое, у нас, действительно, нередко возникает чувство вины перед ним. Проистекает оно из осознания того, что на самом деле мы мало его любили, не помогали, как должно, или даже злорадствовали по поводу его проблем. Все это искренний человек может увидеть в своей совести. Однако если он перестает слушать свою совесть и начинает рассуждать о грехах других людей, все его рассуждения теряют всякий смысл. Так и утверждение Вашей знакомой, что родственница страдает именно вас, говорит лишь о ее собственном грехе. Нет никакой истины в том, чтобы осуждать заболевшую подругу вместо того, чтобы ее пожалеть. Грех этот — осуждение — делает человека как бы слепым и закрывает перед ним путь веры. Судить человека может только Бог, и Его суды — это не суды человеческие.

Человек может понимать эти суды только по отношению к себе. Если он искренне обращается к покаянию, то иногда, действительно, может увидеть причины своих скорбей, ибо страдаем мы всегда по своим грехам. Так, если сама заболевшая женщина обратится к покаянию, то обязательно увидит праведные суды Божии в своих страданиях. Однако Ваша знакомая, которая говорит, что это Бог ее покарал, всего лишь выражает этим свои эмоции, которые к праведным судам Божиим никакого отношения не имеют. Если Господь сподобит ее увидеть свои собственные грехи, то она сама устыдится таких мыслей, ибо кроме осуждения и злобы за ними ничего не стоит. Только сама заболевшая женщина, если обратится к покаянию, может увидеть праведные суды Божии в своей болезни. Если же вместо покаяния она тоже будет лишь гадать о том, кого и за что наказывает Господь, то ничего, кроме отчаяния и злобы не найдет.

Надо сказать, что подобные рассуждения о судах Божиих не приносят никакой пользы и Вам. Они лишь ведут к переживаниям по поводу надуманных проблем. Хватается за них человек, как правило, потому, что свои настоящие проблемы видеть боится. Однако решать надо именно свои реальные проблемы. Ибо очень важно человеку понять, что мешает ему обрести внутренний мир, найти утешение в скорбях, и благословение Божие над своей жизнью. Было бы большой ошибкой смущать свою душу надуманными поводами для беспокойства, вместо того, чтобы позаботиться о своем сердце и о своих настоящих проблемах.

Грех по отношению к заболевшей родственнице, несомненно, был в Вашем сердце, ибо Вы пишете, что сначала на нее обиделись. Если Вы раскаялись в нем и не желаете своей родственнице ничего плохого, то что вам мешает успокоиться и снова обрести мир? Возможно, Вам не хватает Таинства Исповеди и причастия Святых Таин, которые действительно исцеляют и успокаивают душу. Но, как бы то ни было, Вы никак не можете обвинить себя в том, что именно Вас с ней случилась беда. Может быть, человек, действительно живущий духовной жизнью, на Вашем месте мог бы чувствовать свою вину в том, что он своим неразумием и грехами искушает ближних и является некоторой причиной их скорбей. Но вина эта в таком случае была бы реальным обличением его совести, и он не гадал бы отвлеченно о судах Божиих — кого за что Господь наказал. Поэтому лучше нам в простоте сердца раскаяться в тех своих грехах, которые мы видим за собой, и уповать на милосердие Господа, не смущая своё сердце ложными помыслами о непостижимых для нас судах Божиих.

Читайте также:  Омега 3 почему нельзя при лактации

Если вы все втроем — и Вы сами, и Ваша заболевшая родственница, и знакомая, которая ее осуждает, — будете гадать о том, кого за что покарал Бог, то обретете лишь смущение в своей душе и никакой помощи не получите, ни друг от друга, ни от Господа. Поэтому я советую Вам не терзать себя напрасно этими мыслями, а просто раскаяться в своих грехах, которые всегда присутствуют во взаимоотношениях между людьми, и постараться нести именно свой крест, не теряя любви к ближним и надежды на милосердие Божие.

Я воцерковилась много лет назад и надеялась, что мои родственники рано или поздно тоже придут к вере. Но этого не произошло. Мои родные и слышать не хотят о Церкви. Мы живем под одной крышей, у нас прекрасные отношения, но каждый остается при своих убеждениях. Почему так происходит?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский : Вы надеялись, что родственники рано или поздно придут к вере? Правильно надеялись! И не оставляйте надежды, молитесь о них. Пока люди живы, они еще могут уверовать, могут покаяться и соединиться со Христом.

Всякий человек как образ Божий имеет дар свободы: может уверовать в Бога или оставаться в пустоте атеизма, может быть в Церкви (то есть в единении с Солнцем Правды — Христом) или оставаться в сумраке разных религий, ересей и сект.

Эта свобода дана каждому человеку и не отнимается у него до последней минуты жизни. Поэтому и относительно родственников не следует отчаиваться, и относительно себя не стоит обольщаться. Всё переменчиво. Как сказано у апостола Павла: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12).

А смущаемся мы и даже впадаем в отчаяние относительно неверующих близких оттого, что мало уповаем на Бога. На самом деле только Он может призвать человека, и только сам человек может откликнуться на Божий призыв. Только Сам Бог ведет человека спасительным путём, и сам человек должен смириться, довериться Богу и позволить донести себя до Царства Небесного.

Мы можем желать своим ближним спасения, молиться о них и можем быть живыми и благодарными орудиями спасения в руках Божиих. Но времена и сроки их обращения ко Христу нам неведомы.

У меня сложилась привычка давать Господу обещания, назначать себе сроки исполнения, и бывало так, что не всегда исполнял. Каялся и опять не исполнял.

Я думаю, бес подкинул мне такую борьбу с грехом, зная, что неисполнений будет гораздо более, и зная, что я слаб, о чем и сам знаю. Но как иначе? Так хоть тормоза. Конечно, в идеале нужно перестать совсем грешить, и это всё само отпадёт, но я не могу уйти от всего и сразу. Как быть с этими обещаниями, нужны ли они вообще? Не будут ли они своего рода проклятием нависать даже после покаяния?

Отвечает священник Андрей Шеин: Стремление давать Богу обещания и обеты по разным поводам есть прежде всего проявление гордости и страстной впечатлительности, которая далеко не синоним нравственной чуткости. Более того, скажу Вам, что мнительная совесть очень плохой помощник в деле спасения человеческой души. А оступаетесь Вы в силу немощи естества человеческого и наличия у Вас определенных привычек ( навыков). «Добродетель же не груша, — как говаривал преподобный Серафим, — вдруг не скушаешь». Тут надобен ежедневный труд исправления себя, искренней молитвы к Богу, покаяния дома и исповеди в храме перед священником (хорошо, если Вам попадется мудрый и милосердный духовник) и причащения Святых Таин. Падения и слабости, конечно же, будут повторяться, по этому поводу не должно быть истерик, не надо унывать, но снова каяться и исправляться, уповая на милосердие Божие.

Ваши же многочисленные обеты очень сильно дезориентируют Вас, создавая иллюзию исправления, но не давая внутреннего наполнения, то есть такое состояние погранично с духовной прелестью. Ситуацию усугубляли назначаемые Вами и не исполняемые сроки. Вы запутаны и сломлены… Другого результата сложно было ожидать.

Начать нужно со следующего: на исповеди принесите перед священником покаяние в грехе, который намного страшнее всех привычек, с которыми Вы боретесь: курения, употребления алкоголя и прочее, а именно в том, что Вы по гордости приносили Богу обеты, давали обещания, бывшие проявлением страстной чувственности. И с этого момента забудьте о Ваших глупых сроках. Верю, что Господь, простивший Вам этот грех, изгладит и все его последствия.

Надо запомнить, что Богу служат не по срокам, а постоянно. Тем более, что обеты и клятвы запрещены Господом: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что престол оно Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34–37); «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет «, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12).

И на будущее, если Вы решитесь взять на себя некий благочестивый подвиг или упражнение, то не делайте этого без совета и благословения священника. Причем, он может и не благословить, ведь по слову талантливого христианского писателя Дж. : «Клятва может не только укрепить слабое сердце, но и разрушить его». Милосердный Господь да утешит Вас!

Когда прихожу на исповедь, я часто не знаю, что говорить и в чем каяться. Стараюсь мысленно собраться, где что сделал не так, но ничего не всплывает в памяти, только мелкие детали незначительные, о которых и говорить не стоит. Я не знаю, в чем каяться на исповеди. Как быть?

Отвечает настоятель Успенской церкви города Сергиева Посада игумен Иоанн (Самойлов): Основой духовной жизни христианина является познание самого себя, а познание заключается в видении своих нехороших привычек, наклонностей, господствующего эгоизма, одним словом, говоря церковным языком — своих страстей и грехов. Это практическая наука, основанная на анализе своей жизни. Согласитесь, что любое учение требует желания и времени. Желание у Вас есть, не пожалейте и времени: для начала выбирайте 3–5 минут в день, лучше вечером, и делайте анализ прожитого дня, да не поленитесь взять карандаш и в отдельном блокноте кратким штрихом записать то, что Вам показалось неправильным. Нужно присмотреться к себе.

Святитель Феофан Затворник в книге «Внутренняя жизнь» прекрасно об этом говорит: «Желающий исправить себя должен познать себя; желающий познать себя должен испытать себя; а желающему испытать себя надлежит войти внутрь себя, подвергнуть рассмотрению все, бывающее там, чтобы через то навыкнуть различать в себе все доброе и худое…» Потрудитесь найти эту книгу и прочитайте его рассуждения, они ведь очень полезны.

Накануне исповеди продумайте свой диалог. Для удобства письменные наблюдения за собой проанализируйте и вытекающие из них грехи напишите на бумаге. Стоя перед Крестом и Евангелием, постарайтесь иметь сокрушенное чувство о содеянном и твердую решимость исправиться, поскольку исповедь — не отчет о прожитой жизни, а благодатное таинство врачевания духовных недугов.

Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Вот о водворении мира между родственниками, а толку нет. Где Его помощь?

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Бог дал человеку свободу воли и ее не отнимает. Если Бог вмешивается в жизнь человека, то почему, спрашиваете Вы, не помогает по молитве к Нему о водворении мира между родственниками?

Как Вы думаете, если мать может помочь сыну в решении сложной задачи по математике, то должна ли она решать ее сама, когда сын валяется на диване и смотрит телевизор? Помочь, это не значит сделать все за меня. Если нет мира среди родственников, каково Ваше личное участие в решении этой проблемы? Ведь православному христианину, если он, конечно, стремится к духовной жизни, должно быть известно из Евангелия, что решать все серьезные проблемы надо начинать со своего собственного сердца и своей жизни. Кроме личных усилий в совершении покаяния и исправления своей жизни в соответствии с волей Божией необходима постоянная молитва о близких и погашение в сердце обид.

Если человек трудится, ему можно помочь. Если он ничего не делает, то помочь просто не представляется возможным по причине бездействия человека. А вот делать все за того, кто ленится трудиться, никто не обязан.

Кроме того, есть разница в том, просим ли мы или требуем от Бога? Если мы требуем от Бога, то Он нам ничего не обязан. Если мы просим, то полагаемся на Его мудрость и любовь, но к этому следует приложить, по крайней мере, глубокое стремление к искренней вере и желание исполнять Его святую волю в своей жизни. Если этого нет, то молитва может остаться без ответа, ведь по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для приобретения чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Бог вмешивается в нашу жизнь, но ценит нашу волю и наш выбор. Помогает, если мы Ему не мешаем, но при нашем бездействии за нас наши дела делать не будет.

источник