Меню Рубрики

Почему нельзя красить губы в церковь

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Хотелось бы подробнее узнать о возникновении обычая красить губы, чтобы аргументированнее говорить об этом.
р.Б. Василий

Этот обычай настолько древний, что вряд ли я что-то смогу сказать о его происхождении, а вот в духовном смысле этого плачевного явления нужно постараться разобраться. У Григория Богослова есть замечание, что раз это невозможно преодолеть, то, видимо, придется оставить так, как есть. Вы видите, насколько это древняя, вредная, непреодолимая зараза! А вот святитель Иоанн Златоуст пытался с этим бороться. Он обличал пожилую императрицу и влиятельных придворных дам в том, что они вместо того, чтобы украшать душу добродетелями, мажут красками свои лица. Его два раза ссылали, во второй раз он, не доехав до ссылки, погиб.
Наш подвигоположник Господь Иисус Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27), Он называет их лицемерами, т.е. людьми, которые подделывают свои лица, которые хотят казаться, а не быть праведными. Даже сравнивает их с гробами. В том числе и за это его так ненавидели вожди израильские, а потом и распяли.
Откуда же такая вражда к обличителям? Дело в том, что люди, желающие казаться праведными, святыми, красивыми, глубоко в душе все же осознают себя обманщиками. А ведь обманщик больше всего на свете боится разоблачения. Истинное украшение человеческого лица — это чистота, девственность, целомудрие, честность. Тот, кто своровал, прикоснулся к блуду, убил, или его гложет зависть, желание чужого — словом, нарушитель Божиих заповедей не может сохранить эту Богом данную красоту. Его лицо становится серым, тусклым. Тогда приходится маскироваться, притворяться честным, целомудренным. Отсюда, видимо, и произошла покраска лица, лицедейство.
Зачем краситься женщине, которая верно, целомудренно живет со своим мужем, у которых брак честен и ложе нескверно (Евр. 13, 4)? Зачем краситься симпатичной молоденькой девушке, смотрящей на мир широко открытыми глазами, которую Господь создал настолько прекрасной, что любая краска не украсит, а только обезобразит это лицо.
И еще, самое главное, раб Божий Василий, что хочу Вам сказать. Когда начнете «аргументированно говорить», постарайтесь, чтобы люди поняли, как хорошо быть рабом Божиим, что раб Божий больше никому не раб. Он свободен от своей гордыни, своих страстей. Ведь самое главное — не стереть краску с лица, а привести человека в Церковь, чтобы он тоже захотел стать рабом Божиим.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

источник

Изображение из «Фотобанк Лори»

[dropcap]В[/dropcap]о время Великого поста многие из нас пытаются решить, смогут ли они его выдержать. Хватит ли у них времени, терпения и желания. Особенно важным этот вопрос становится для тех, кто называет себя верующим, порой не являясь таковым. Как все люди различаются, например, по цвету волос, и этот факт не оспорить, так и верующих условно можно разделить на несколько категорий.

Истинно и до конца. Изображение из «Фотобанк Лори»

Начнем, пожалуй, с тех, кто ладит с душой и разумом одновременно. Это те люди, которые действительно верят в Бога, живут с мыслями о нем, но умудряются не перегнуть палку. Скорее всего, такой человек не будет выставлять свое мировоззрение на всеобщее обозрение и ждать комментариев. Он мудрее и выше этого.

Как правило, даже детям своим такой человек не будет навязывать исполнения церковных обрядов. Хоть и будет ребенок крещен с малых лет и посвящен в церковную жизнь, но, повзрослев, сможет сам определить свое отношение к религии. К сожалению, количество таких людей среди приверженцев Церкви небольшое. Но лучше качество, чем количество.

Это самая многочисленная категория посетителей соборов. Вы наверняка знаете таких людей. Они активно пытаются соблюдать пост, каждые выходные отправляются в церковь, чтобы им отпустили грехи, скупают на праздниках самые огромные свечи в неимоверных количествах, но порой даже не знают значения иконы, к которой их ставят. Для многих из них суть православия состоит в том, чтобы отмаливать свои грехи, а не стараться избегать их в первую очередь.

Бытует среди них такое мнение, что вот выдержал ты пост как мог, и сразу после этого можно бросаться во все тяжкие: алкоголь, табак, наркотики, беспорядочные половые связи. Стоило ли устраивать это показное воздержание? Странное поведение для того, кто только что раскаивался в грехах и пытался через пост стать и душой и телом чище.

Вроде нет в них ничего плохого. И нет ничего страшного, что человек бросает все свои силы на то, чтобы прочесть все церковные книги, выучить молитвы и песнопения. Но одержимость в любом деле убивает искренность. Доходят до абсурда некоторые их выходки. Например, придирки к окружающим в храме: ты и стоишь не так, и не в ту сторону смотришь, да и больно яркая у тебя куртка. В результате, столкнувшись с таким отношением, человек покинет храм и, вероятно, навсегда.

Среди агрессоров много тех, кто только-только начинает соотносить себя с определенной религией. Полностью не осознав для себя её важность и смысл, они с маниакальной тщательностью пытаются выполнять каждое правило. Но ведь суть веры в Бога явно не в том, насколько хорошо ты выучил молитву и как часто её повторяешь. Хотя для кого как.

Модники. Изображение из «Фотобанк Лори»

Самая интересная группа людей и, на первый взгляд, безобидная. Они приходят в соборы на большие праздники для того, чтобы покрасоваться. Как говорится, на людей посмотреть и себя показать. О том, что приличия ради нужно хотя бы ярко-алую помаду с губ стереть – они, конечно, не в курсе. Зато платком голову повяжут. Но это скорее для демонстрации лейбла.

Особенно любят модники приходить в церковь на Крещение и Пасху. У них обязательно самая огромная канистра для освященной воды или большая корзина с разукрашенными яйцами. Что интересно: они умудряются заменить тортом и конфетами кулич. Когда видишь их, складывается впечатление, что человек шел в дом моды, а не в храм Божий. Видимо, заблудился.

Конечно, полно в церкви и желающих откупиться от грехов с помощью пожертвований. Видимо, кто-то считает, что без раскаяния с помощью денег можно не только биографию, но и душу отмывать. Каждому свое.

Довольно часто в собор заходят люди буквально на 10–15 минут. Зайдет человек, постоит в сторонке, думая о чем-то своем, кто-то даже заплачет, перекрестится у иконы, свечу поставит, пошепчет что-то и уходит. Это те люди, которые заходят в храм тогда, когда душа просит, зовет. Правильно это или нет – не нам решать. Каждый человек выбирает себе религию или отрицает ее согласно своим убеждениям и жизни.

источник

Будучи светскими людьми, мы с Вами сегодня не до конца знаем и понимаем, что быть крестной или крестным для младенца, — это не только почетно, но еще и ответственно, а о своих обязанностях в качестве крестной матери или крестного отца у нас чаще всего очень смутное представление…

Вот почему прежде, чем принять на себя эти обязательства перед родителями крохи, перед ним самим и перед Богом, нужно знать, чего именно ждет от Вас в этом качестве Церковь.

Давайте начнем с истории. Мы с Вами знаем, что во II-III веках нашей эры гонения на христиан все еще продолжались. Именно поэтому и простым христианином-прихожанином, и, конечно, крестным или, как принято говорить, воспреемником, мог стать только человек не просто воцерковленный, но и проверенный на стойкость и знание основ своей веры.

Во-первых, как раз на знание христианства будущим крестным устраивали настоящий экзамен, причем беседовал и задавал им вопросы чаще всего сам епископ. И если результат его не удовлетворял, крестным предписывалось внимательно изучить свою религию под руководством более опытного и проверенного христианина. Настоящие курсы повышения квалификации!

Во-вторых, вплоть до четвертого века обряд крещения не был индивидуальным: это был настоящий общий праздник, проходивший в строго определенное время – в канун Пасхи и Пятидесятницы и в Рождественский и Богоявленский сочельник. К тому времени, когда в VI веке в Византии христианство стало государственной религией, в Церкви уже были сформированы очень четкие правила, касающиеся в т.ч. крещения, и обряды. В почти неизменном виде они сохранялись до середины V111 века.

Что же изменилось спустя еще столетия? Нужно сказать, что чем более светским становился наш с вами мир, тем лояльнее подходила к своим обрядам Церковь. И только Православие на сегодняшний день сохранило их либо в незначительно упрощенном, либо в прежнем виде. Особенно это касается обряда крещения и тех требований, которые предъявляются православием к Вам, уважаемые крестные.

Прежде всего, Вы должны быть и сами человеком крещеным, не стесняющимся носит крестик. Быть полностью воцерковленным, т.е. посещать все службы и активно участвовать в жизни храма – вариант в наше время все-таки сложный и потому нечастый. Но хотя бы по праздникам бывать на службе совсем не лишнее для будущих крестных.

Древний экзамен епископу давно уже заменяет предварительная беседа с батюшкой, которая никакой задачи проверки Вас на прочность и знание христианства перед собой не ставит. Скорее, наоборот: священнослужитель сам расскажет, как выглядит предстоящий Вам обряд крещения, что требуется от Вас, какова степень вашего участия в нем. Какие молитвы Вам нужно к этому моменту знать. Ответит на все Ваши вопросы, задавать которые обязательно нужно, не стыдясь своего «невежества». Объяснит вашу роль в дальнейшей жизни крестника – роль прежде всего духовную. Такая предварительная беседа уже по этой причине – обязательна.

Соглашаясь стать крестной матерью или крестным отцом младенца, Вы должны заранее знать содержание своих будущих обязанностей перед ним. Говоря общими словами – это духовное воспитание Вашего крестника. Конкретно – это значит не только видеться с малышом в день его рождения и день Ангела (крестин) и дарить ему подарки, помня, что для маленького христианина его именины (так называют в Церкви день крестин) праздник более важный, чем день рождения.

Читайте также:  Как замариновать куриные крылышки в майонезе для шашлыка

Ваша первейшая обязанность – молиться за малыша! Если до сих пор Вы молились не систематически или вообще не молились дома, нужно приучить себя хотя бы раз в день, лучше перед сном, к молитве за него (текст молитвы дан в конце). Очень хорошо, если Вы сумеете выбрать время для того, чтобы по церковным праздникам носить малютку к причастию. А когда ребеночек подрастет – рассказывать ему в доступной форме о Боге и нашей вере в Него.
Как видите, если родители отвечают за общее воспитание своего малыша, то Вы действительно отвечаете за его духовную составляющую.

Теперь вернемся к обряду крещения и поговорим о более земных вещах. Здесь с древних времен сохранилось еще несколько традиций.

Если крестных не двое, а один, то у мальчика это должен быть мужчина, у девочки – женщина, хотя в наши дни это соблюдается не столь строго.

По традиции из вещей, необходимых для крещения, крестная покупает и дарит крестильную рубашечку и крыжму, хотя сейчас очень часто родители берут это на себя. Если так – следуя народному обычаю, подарите Вашему крестнику в этот день чайную или десертную серебряную ложечку. Крестный отец должен приобрести для своего подопечного крестик.

Не более, чем за неделю до дня крестин, Вам следует побывать на службе и исповедоваться. Очень хорошо, если одновременно получится причаститься. Узнайте во время беседы с батюшкой, каковы правила приготовления к причастию!

И последнее – касается в основном женщин. Оденьтесь в храм, как это положено у христиан: голова, плечи и руки должны быть покрыты, юбка – приличной длины не выше колен и, конечно, никаких декольте. Что касается платочка, он должен быть из такой ткани, которая не скользит по волосам или, если у Вас есть только скользящие платки, завяжите его понадежнее: Вам часто во время обряда придется брать младенца на руки, поправлять головной убор будет неудобно и некогда.

Важный момент: если Вы употребляете косметику – на здоровье, никто Вам и слова не скажет. Исключение – губы, которые, идя в храм, красить нельзя. Вам придется целовать крест и Евангелие, а делать это накрашенными губами нельзя ни в коем случае.

Дело в самой традиции их красить, идущей с языческих времен: в очень древние времена, когда первые люди, населявшие Землю, добывали себе пропитание охотой и часто скатывались до состояния дикарей и даже людоедов, после удачной погони устраивались пляски племени вокруг костра. При этом губы и руки пляшущие в знак победы над жертвой часто смазывали ее кровью…

Согласитесь, что правила, которые Вы должны соблюдать во время крещения, совсем не такие уж сложные. А мы желаем Вам от всей души провести этот день достойно и так, чтобы он остался и в Вашей жизни, и в жизни Вашего крестника и его родителей настоящим праздником – днем духовного рождения нового христианина.

источник

Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, как быть. До вчерашнего дня я всегда называла ежедневные грехи на каждой исповеди, хоть и знала, что скорее всего, повторю их. Но вчера новый батюшка назвал лицемерием моё признание в том, что я грешна в ношении неправильной одежды и пользовании косметикой, т.к. я всё равно вернусь к этому, не допустил меня к Причастию. Как быть теперь? Ведь это грех и я не должна его скрывать, но и пока отказаться от косметики полностью я не могу. Заранее благодарна Вам!

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Здравствуйте Мария! По моему мнению, умеренное использование косметики, уход за собой не является грехом. Все должно быть в меру, и целомудрие должно всегда оставаться на первом месте, вне зависимости от косметики. Впрочем, если макияж может помочь Вам быть уверенной в себе, то тогда кто же Вам запретит! Если только муж. Самый лучший вариант, чтобы не гневить того священника, это не краситься, когда вы идете к нему на исповедь.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Прошу сразу прощения если мой комментарий в какие-то ворота не влезет). Моё мнение насчёт внешнего вида такое :женщины живут какими-то мифами насчёт восприятием их противоположным полом, да и вообще людьми. Мне как и многим другим мужчинам нравятся девушки с природной красотой, без макияжа, каблуков и прочих атрибутов. Ну я понимаю на торжество куда нибудь выйти – праздник себе устроить, вторую половину привлечь незамужним итп. Если вы самостоятельно без профи визажиста макияж делаете то вряд ли у вас получится кардинально преобразить своё лицо. Если вы замужем, разводиться не собираетесь, в гости тоже, то зачем вам эта маска? Комплиментов, внимания, любви, уверенности не хватает? Может похотливых взглядов? Если да то вам либо к психологу, либо к духовнику как ни странно надо. Сам я тоже не могу в старье, в чём попало ходить. Хочется стиля, вкуса какого-то – чтобы не смотрели как на нищего, лешего какого-то. Но это не требует дорогущих вещей и одежды – зачем тщеславие и зависть испытывать? Я не знаю о чём думал батюшка отказав в причастии, но я на его месте наверное тоже не одобрил такое отношение к исповеди :кается она типа в макияже нанесении, а сама опять продолжает. Это что похоть, алкоголизм, страсти духовные которые для избавления труда требуют? Не крась лицо и всё тут или не кайся если тебе не указали на этот грех.

источник

От редакций: после ряда внесенных автором исправлений снова предлагаем вашему вниманию статью о женской косметике.

Тема эта, к сожалению, была и остается одной из самых обсуждаемых в нашем православном сообществе, особенно среди женской аудитории.

Поскольку Ваша покорная служанка закончила курсы макияжа и вообще очень долго фактически занималась визажом, то могу сказать об этом несколько слов.

«Грех ли сейчас краситься?» Это зависит от того, как женщина относится к этому процессу. Иногда его можно озвучить так: «Эх, Господи, как Ты плохо меня сделал, вот, что это за цвет губ? А глаза почему такие невыразительные? Ресницы, что, погуще и подлиннее нельзя было сделать, вот как это делается!» — и женщина исправляет то, что, по ее мнению, не получилось у Всевышнего. В таком случае — это грех, надо исповедовать. Если жена старается своему мужу напомнить, какой прекрасной её создал Господь, и чуть-чуть добавляет где-то «яркости», дабы привлечь внимание мужа, то, по моему мнению, в этом греха нет. — пишет иерей Алексей.»

Когда-то при воцерковлении у меня, семнадцатилетней девушки, возникло желание полностью следовать сути послания апостола Павла — о том, что «жена не должна себя украшать». Я поняла это прямо и перестала носить вообще какие-либо украшения, перестала делать прическу, перестала хорошо одеваться, перестала пользоваться каким-либо макияжем и средствами ухода. Конечно, чувствовала я себя белой вороной, мне было очень плохо и горько. В зеркало смотреть не хотелось. На праздники ходить не хотелось. Молодые люди на меня не смотрели. Вообще, жизнь рушилась! ?

В конце концов, я поддалась уговорам подруг и матери и прекратила это безобразие. Я решила для себя, что сейчас такой образ жизни не подходит горожанке, что надо выглядеть прилично, сообразно своему положению, не ввергая окружающих в искушение. Если сейчас считается приличным, чтобы женщина красиво причесывалась, хорошо одевалась и пользовалась макияжем — значит, так и надо делать, соблюдая меру и имея вкус.

Итак, что же такое макияж в историческом плане?

Женщина следит за собой при всех обстоятельствах, даже на войне в окопах, даже переживая тяжелую утрату: ночь напролет рыдает об умершем муже, но затем густо смазывает лицо питательным кремом, а на похороны является во всеоружии тщательного макияжа.

Косметика употреблялась уже в Древнем Египте: применяли сурьму, яркую помаду, глаза подводили зеленым, украшались татуировками, пользовались духами и ароматными маслами, и за века до новой эры, т.е. Рождества Христова, «снадобья для подкрашивания лица» считались злокозненными хитростями, свойственными лживому женскому роду. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) называл обольстительницами тех, кто раскрашивает свое лицо подобно цветущему лугу, румянит щеки разными тонами, белит лицо крахмалом, подводит черным глаза, украшает шею, руки, волосы золотыми украшениями, использует различные благовония. Но, увы, во все времена благочестие терпит поражение в состязании с стремлением женщин к красоте, как они ее понимают.

С другой стороны, на Востоке глаза красили еще со времен древнеегипетских сурьмой (кохлем), так как она, во-первых, дезинфицирует глаза, во-вторых, укрепляет глазной нерв, в-третьих, предохраняет нежную кожу вокруг глаз от солнечного излучения. И делают они там на Востоке так до сих пор, причем не только женщины, но и мужчины!

В Западной Европе первоначально макияжем и помадой начали пользоваться мужчины-аристократы, века начиная с 16-го. Эта мода — белить лицо, подводить глаза, ставить мушки и пользоваться помадой — пришла из Турции. Затем этой моде стали следовать аристократки, а за ними — женщины полусвета. Модно было быть белолицыми, с губками «сердечком», с черными точками, подчеркивающими красоту — «мушками». В дальнейшем, под действием протестантских и лютеранских идей вся мода на роскошь и все, что было связано с аристократическими привычками, подверглась критике. Включая и макияж.

В России мода на макияж, тоже придя с Востока, в городской моде распространилась весьма широко. В 15-м веке женщины из богатых семей, выходя на улицу без густо замазанного белилами лица, красных щек, густо начерненных бровей и ресниц, подвергались общественному порицанию. Это мода прекрасно сочеталась с набожностью и благочестием.

В течении 19-20 веков мода на макияж то приходила, то уходила.

Губная помада, как и многие другие косметические средства, была изобретена в Древнем Египте.
Тогда в ходу была помада ярких и темных оттенков, получаемая из красной охры и натуральных оксидов железа. Она делала губы зрительно тоньше и изящнее. Древние греки позаимствовали помаду у египтян и охотно ее использовали. При этом она была ничуть не менее популярной, чем в Древнем Египте. А вот в годы мрачного Средневековья использование губной помады могло стать поводом для уличения женщины в колдовстве. Возрождение в сфере косметики случилось лишь в эпоху Ренессанса с ее культом человеческой красоты. Причем косметика в то время использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства.
При дворе Людовика XVI красили губы и мужчины — чтобы контуры рта были заметны и не сливались с бородой и усами.

Читайте также:  Чизкейк с маскарпоне в мультиварке рецепт с фото

В Советском Союзе женщины до 60-х годов редко пользовались помадой, даже в образованных кругах, так как это считалось вульгарным. Моя бабушка начала краситься после 25-ти лет, когда у нее уже были дети, под влиянием своих подруг. А мода красить глаза стала повсеместной в 1960-х — с ее огромными стрелками и накладными ресницами. Мода на тональные средства и тени для век появилась позже, вместе с импортной косметикой.

Сейчас происходит очередная волна отказа от макияжа в обществе. На западе это связывается с подъемом феминистического движения. В России, наоборот, макияж — спутник феминизма. Как вариант этой тенденции «естественной красоты» — мода на незаметный макияж, а также перманентный макияж.

Иногда новоначальные пытаются соблюдать всю строгость правила, не красясь и не наряжаясь, забросив косметику и парикмахерскую, превращаясь в свою собственную тень. Почему, спрашивается, новоначальная не начала с другого края свой духовный подвиг? Например, раздала бы свое имущество бедным, продала бы квартиру, последние серьги и не имела бы второй одежды, как это напрямую сказано в Евангелии и святоотеческом писании? Потому что подвиг нестяжания труднее и тяжелее, чем формальное соблюдение внешних правил?

Итак, если Вы искорените в своем сердце главную причину греховности — стремление соблазнять, что для замужней женщины вообще грешно, или стремление выглядеть лучше , красивее других, или лгать своей внешностью — что Вам на самом деле не тридцать а сорок, что Вы бледная замученная горожанка, а не полнокровная дева — тогда Вашей душе и макияж, я уверена, не повредит.

Если помнить, что красная помада — это символ сексуально возбужденной женщины, женщины, которая готова к спариванию, то не станешь лишний раз с цветом помады перебарщивать. Крась красной помадой губы дома, для мужа, перед любовью, не будет тебе в том греха ?

(Замечу, правды ради, мужчин в женщинах привлекает не лицо, уж тем более не украшения . Соблазняет мужчин запах, тембр голоса, выражение глаз, фигура и какие-то ее детали, общее впечатление от женщины. Походка, манеры. В общем, что-то такое, что от женщин в основном ускользает. Почему ту или иную женщину считают соблазнительной, а другую — нет? Женщинам часто не понять. Или наоборот, красивая женщина остается одинокой, либо к ней липнут только ценители внешности, распутники. Вот эту проблему косметикой не решишь. )

Зачем мы в основном наносим макияж? Юная девушка — для того, чтобы выглядеть взрослее, а также для модного вида. Женщина постарше — чтобы выглядеть прилично и как все. Иногда — чтобы придать своему бледному лицу какие-то краски, чтобы выглядеть ярче. Иногда — чтобы скрыть недостатки. Мудрые женщины макияжем подчеркивают достоинства своего лица и исправляют недостатки. Как правило, чем старше женщина, тем больше ей надо макияжа. Как правило, под макияжем мы скрываем свое недовольство своим внешним видом, свое разочарование в собственной внешности, стремление вернуть ускользающую красоту или придать своей внешности те черты, которыми мы не наделены от природы.

Мне очень нравится высказывание Хакамады — «макияж — средство исправить недостатки прически». Замечали — к прекрасной удачной прическе не нужно много макияжа?

Самое смешное, что как раз тогда, в семнадцать лет, мне и не нужно было особенно макияжа. Это все были надуманные слезы.

Красота женщины идет изнутри. Душой лицо освещается, а следы прожитого в жизни отпечатываются на лице лучше, чем в документах.

Правильно сказано «в двадцать лет женщины то лицо, которое дала природа, в сорок — которое она заслужила».

Я всегда негодовала на свою внешность. Бог дал мне бледную кожу, которая краснеет, стоит мне поволноваться, выпить горячего или пройтись по ветренной улице… Светлые бровки и реснички… Светлые глазки… Я всегда видела в своей внешности изъяны, которые надо было закрасить или изменить. Стоит ли говорить, что это в основном были комплексы? ? Выражение лица — вот самое главное, что красит женщин. По утрам, пред тем как нанести макияж у зеркала говорите себе — «слава Богу, что он создал меня такой красавицей!» Вам потребуется гораздо меньше макияжа, чем обычно. Проверено! Подумайте о мужчинах. Почему они кажутся нам красивыми, со своей красной рожей и невыщипанными бровями, морщинистой кожей?

Нам насильно скармливают идеал вечнонакрашенной женщины, нам показывают ведущих, актеров, фотомоделей, над которыми долго работали гримеры, нам показывают ретушированные на компьютере лица, которым нам положено соответствовать. Даже если у человека по роли в фильме нет макияжа, он там на самом деле есть, и толстым слоем. Мы отвыкли видеть ненакрашенное лицо. Более того, нам навязывают образ «новой золушки». То есть, есть некрасивая девица, неуверенная в себе, на которую принц не обращает внимания. Стоит ей сходить к визажисту, одеться помоднее, причесаться, и она — уже «принцесса», и принц бежит к ней в объятья. Я вот думаю, а принц что, не понимает, что когда он ее умоет и разденет, там будет по-прежнему золушка. Катя Пушкарева, красота — страшная сила. В реальной жизни таких случаев я не знаю. Красоту не спрячешь, уродство можно изменить только пластическому хирургу, увы. В эти сказки верят в основном юные девушки. Позор солидной даме, которая по-прежнему верит, что если она купит дорогую помаду, то принц примчится к ней на белом коне.

В прочем, если макияж может помочь Вам быть уверенной в себе (а мне это помогает), то тогда кто же Вам запретит! Если только муж. Вспоминается сцена из фильма «Стояние Зои» — священник говорит матушке «да Вы, сударыня, губы накрасили…» и умывает ее в тазу с полощащимся бельем. Не удивляйтесь, короче, если муж как-нибудь попросит Вас краситься меньше. И уж тем более не оскорбляйтесь. Многие, ой многие мужчины категорически против макияжа. И даже неправославные. У мужчин отношение к макияжу совсем не как у нас.

В завершении — пара советов, касающихся собственно макияжа. Если Вы подбираете каждый раз помаду в тон одежды — у Вас есть вкус. Если Вы подобрали раз и навсегда помаду, под Ваш тип внешности — у Вас вкус отличный! Если Вы делаете акцент на губах, не красьте сильно глаза. И наоборот… Лучше всего следовать восточному принципу. Арабские дамы сильно красят глаза, но помада у них в основном светлая, это при брюнетистой-то внешности! А потому, что у них яркая помада — вульгарной считается. Глаза в пол-лица зато нарисовать там считается нормой… (не призываю этому).

Сейчас в моде всевозможные блески для губ. Вот и возьмите их себе на вооружение! Глаза — зеркало души. Подчеркивайте их. Если у Вас есть время, сделайте лучше себе «японский» макияж. Суть его в том, что его не видно. Главный акцент — на коррекции изъянов кожи и оформлении формы лица.

Главный принцип макияжа, если Вы уж и делаете его, не торопитесь и не перебарщивайте. Профессиональный базовый визаж занимает два часа. Суть в том, что все делается аккуратно. Концертный макияж — щеки красные, глаза черные, длинные наклеенные ресницы и рот малиновой раной сделать — десять минут. Это для того, чтобы было видно издалека. В обычной жизни такая внешность подходит только клоунам.

Во внутрицерковном обществе — будьте готовы — Вам могут поставить условие отказаться от макияжа и вообще приукрашения собственной внешности. Если Вы прихожанка храма, Вам могут и не сделать упрека никакого. А вот если Вы певчая, сотрудница или вообще матушка, чтобы быть принятой во внутрицерковное общество, надо придерживаться достаточно жестких правил поведения и внешнего вида. У нас, например, на приходе и в «среде» это именно так. Как-то я пришла в приходской склад, случайно так получилось зайти, хорошо еще платочек был с собой. О ужас — джинсы, блондинистая челка, помада, пирсинг в ушах. Мне заявили, что я выгляжу неправославно, и чуть было не выгнали вон. Бабульки строгие. Я ничуть их не осуждаю. Сама виновата. ?

Тертуллиан, о макияже и вообще об украшении себя — одеждах, украшениях, прическах (ох, обличает же он меня :))

«Все то, что мною досель сказано, не к тому клонится, чтобы обратить вас к образу жизни, так сказать, мужицкому и отвратительному, или посоветовать вам не соблюдать опрятности в своей особе. Намерение мое состоит только в том, чтобы показать вам, до какой степени и до каких пределов может простираться заботливость ваша о своем теле, дабы целомудрие было неприкосновенно. Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу. Наиболее оскорбляет Его безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу белой и гладкой, чтобы красить лицо и щеки свои румянами, чтобы чернить брови сажею. Видно, что простое творение Божье им не нравится, когда они находят в нем недостатки.

Иные из вас беспрерывно занимаются мазанием своих волос, чтобы доставить им белокурый цвет. Они как будто стыдятся своего отечества, и сердятся, что рождены не в Галлии или Германии. Они стараются насильственно передать волосам своим то, чем природа одарила сии народы. Печальное предзнаменование составляют сии блестящие волосы: суетная и мнимая красота их приводит к безобразию. Действительно, не говоря о прочих неудобствах, не правда ли, что чрез употребление сих благовоний теряются нечувствительно волосы? Не правда ли, что и самый мозг слабеет от сих посторонних влаг и от безмерного солнечного жара, на котором угодно вам палить и сушить свою голову? Можно ли любить прикрасы, производящие столь гибельные следствия? Должно ли называть добром то, что составлено из столь непристойных вещей?

Читайте также:  Арбуз в собственном соку на зиму

Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта. Какая странность хотеть преступать беспрерывно заповедь Божию! Кто от вас заботясь, говорит Спаситель, может приложити возрасту локоть един (Мф.6.27). А вы хотите непременно прибавить к нему что либо, накопляя на голове своей пуки волос с кучею украшений, которыми обременяете темя головы, как бы средоточение шлема (о, мои залаченные блондинистые патлы!). Если не стыдно вам носить такое бремя: то постыдитесь по крайней мере недостоинства его. Не кладите на голову, освященную крещением, смертных остатков какого либо бедняка, умершего от распутства, или какого ни будь злодея, осужденного умереть на эшафоте. Свободная голова должна устранять себя от рабства всех сих тягостных убранств. Впрочем напрасно стараетесь вы казаться великолепно одетыми; напрасно употребляете искуснейших мастеров для уборки волос; Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А за чем? вероятно за тем, чтобы никто не видал головы жен, срамляющих себе откровенною головою (1Кор.11.5).

Думаете ли вы что сам Бог научил людей искусству окрашивать шерсть соком известных растений или масляными частями известных рыб? Вероятно вначале мира Он забыл сотворить овец красных или голубых, и потому в последствии открыл тайну придавать разные цветы тканям, дабы их тонину и легковесность сделать ценнее. Вероятно Он же произвел сии золотые игрушки, блестящие множеством драгоценных камней, и проткнул вам края ушей для привески к ним великолепных жемчужин. Не Он ли полно признал нужным мучить Свое творение и утомлять детей, недовольных своею участью, до того, что из прорезов на теле, определенном для работы, висят какие-то зерна, которыми Парфяне, народ варварский покрывают все тело в виде ожерелья? Между тем тоже самое золото, которое приводит вас в восхищение, употребляется иными народами на делание цепей и оков; о чем их же историки повествуют. Видно правда, что вещи сии ценятся не потому, что сами по себе хороши, а потому, что редки. Но кто открыл из? Не иной кто, как мятежные ангелы или клевреты их: они первоначально указали людям сии земные произведения. Потом труд и промышленность, совокупно с их редкостью, соделали их еще драгоценнее от безумного рвения к удовлетворению роскоши женщин. Надобно полагать, что Бог ввергнет в кромешную тьму сих злых духов между прочим и за то, что они указали людям сии опасные вещества, как то: золото, серебро и делаемые из них вещи, и особливо за то, что научили искусству красить ткани и самое лице. Как можем мы угодить Богу, когда любим произведения тех, которых правосудие Его предало вечной казни?

Скажите: какую причину имеете вы являться в великолепном наряде, когда вы разлучены с другими женщинами, имеющими надобность в нем по таким побуждениям которые до нас не касаются? Вы не посещаете языческих храмов, не присутствуете на их зрелищах, не бываете на празднествах богов. Обыкновенные же поводы расточать такую пышность в одежде состоять именно в том, чтобы находиться в собраниях, чтобы видеть других и себя показать, чтобы выставить на продажу целомудрие.

Подлинно великая хула, когда кто скажет о ком либо из вас: эта женщина стала скромнее, сделавшись христианкою! Как! Не уже ли вы боитесь прослыть беднее, сделавшись богаче, или показаться небрежнее, ставши почтеннее? Христианин должен ли следовать правилам языческим, или правилам Божиим?

Простота и целомудрие да будет единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности. Привяжите слово Божие к ушам, а иго Христово к шее своей. Покаряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения. Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя изукрасите: то Сам Бог будет любить вас верно и вечно.»

Итак, если вы хотите иметь совершенный образ жизни — то вот Вам прямое наставление. На Вашей совести остается — слушать мудреца 3 века н.э или же жить по правилам нашего современного общества. Я даже для себя пока не готова категорически ответить «нет» макияжу, и непрестанно в этом на исповеди каюсь. Тщеславна и люблю привлекать мужчин своей красотой, тем более что не замужем, и не для кого ее хранить и скрывать. А еще не люблю показывать миру изъяны, которые нет нет да случаются с моей внешностью. Но я по крайней мере теперь знаю, КТО придумал макияж и зачем….. Если у Вас, читательницы, хватит смелости и решимости бросить вызов законам века сего, честь Вам и хвала. Понятно, труднее всего отказаться от украшения себя будет тем, кто привык это делать постоянно, и считает это чем то необходимым, более того, приличным для особы своего положения. Я вот не смогла. Пока. Понятно, если Господь подаст мне возможность дожить до преклонных лет, страсть украшать лицо и волосы пройдет сама собой. Хотя, «младостарушек», неумеренно красящих лицо, носящих парики, подтягивающих обвисшую кожу и рядящихся в невест в свои семьдесят мы знаем немало — тут и Светличная, и покойная Гурченко, сколько таких «красоток» ходит по улице?

С другой стороны, дерзну подискутировать с мудрым Тертуллианом. Сейчас условия жизни совсем другие, в западной цивилизации (в патриархальных обществах все так же ). Женщины не сидят дома затворницами, они больше не хранительницы домашнего очага. Они каждый день выходят из дома, везде ездят и ходят одни. Они все делают наравне с мужчинами, и иногда за них. Этот образ жизни полностью сменил принципы приличия для женщин. Покрывать голову постоянно не обязательно, также как и кутать тело в балахон. В обществе совсем другое стало казаться соблазнительным. Если во времена Тертуллиана мужчины соблазнялись лицом и голосом женщин, то теперь чтобы иных соблазнить надо раздеться почти до гола. Мы с Вами, взрослые женщины, многие имеют определенный опыт, знаем, что если между двоими возникла какая-то искра, то она возникает от контакта глаз. Это происходит быстро, в течении нескольких секунд, мы подсознательно воспринимаем всего человека, его подсознательные сигналы, запах, голос, и первые несколько минут общения мы уже знаем — нравится нам мужчина или нет. Мужчины же думают еще быстрее. ?

Во время службы, иногда находясь обществе молодых монахов, я встречаюсь с ними взглядами — и понимаю, потому что они поспешно отворачиваются — что я возможно стала для них поводом для соблазна. Одного только взгляда достаточно. Даже если в храм я пришла ненакрашенной и со скромным платочком. Со старыми священниками это не происходит. Так что наверное нам не надо бояться случайно кого-то соблазнить своим макияжем, скромными украшениями и одеждой, недостаточно балахонистой. Для соблазна повод найдется всегда. Следите за тем, что происходит в вашей голове.

От себя я могу сказать, что на исповеди каждый раз каюсь в том, что украшаю себя, в том числе плетением волос и краской для лица.

А макияж предпочитаю такой, чтобы точно нельзя было сказать, есть он меня или нет, пока вплотную не подойдешь. Хотя на праздники, да, размалевываюсь по всем правилам. Однажды, на выезде на природу, мой родной брат попросил меня краситься. У меня обгорело лицо на солнце, от дыма кострового это еще усугубилось, и моя внешность стала просто уродливой. Он попросил меня как то привести себя в порядок. И подумав сказал… «Не ходи ненакрашенной вообще. Тебе макияж идет. Только не перебарщивая….»

Еще один плюс в защиту макияжа и прически. Я не знаю, как следует выглядеть правильной христианке. Будет ли польза православной вере, если я превращусь в неухоженную женщину? Не будет ли это соблазном для окружающих? Они скажут себе в сердце своем » вот эта Елена кичится своим православием, она выглядит как сектантка помешанная, все православные на голову двинутые»…. Мне кажется, не будет от этого пользы окружающим и имиджу православной церкви. С другой стороны, многие богословы как нашего времени, так и древние, пишут что-то в смысле «вы должны показывать, что вы не принадлежите остальному миру, что Вы отличаетесь поведением, в том числе и внешним видом, от язычниц и неверующих…»

Тогда получается, что правы и те и другие — и те кто призывает дев и женщин носить платки и балахоны, забыть о косметике и краске для волос. И те, кто пытается не оттолкнуть своей внешней набожностью общество от церкви.

А Вам желаю быть счастливыми, какой бы внешностью Вас не наградил Бог.

протодиакон Андрей Кураев «о женской косметике»

В основном я с ним согласна. Он сказал правильную вещь. Есть ли святые женщины в нашей православной церкви, которые точно пользовались косметикой? Конечно! Например, императрица страстортерпица Александра Романова с дочерьми, святая княгиня Елизавета. Это было признаком приличия и традиции того общества.

Теперь по поводу комментариев. Уважаемые читательницы! я с удовольствием отвечу Вам на вопросы о моем опыте, подскажу какое-то решение в случае практических вопросов макияжа. Вступать же в пререкания меня батюшка не благословил ( на написание этой статьи я взяла благословение). Так что не обижайтесь, если я не буду отвечать на некоторые комментарии.

источник