Меню Рубрики

Почему нельзя хвалить в лицо

Оптинские старцы предостерегали: опасно как хвалить, так и принимать похвалу.

Преподобный Макарий наставлял:

«Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцев».

Старец советовал помнить поучения святых отцов о похвале как тонкой козни вражией:

«В приписываемой тебе похвале есть тонкая кознь вражия, чтобы тебя обольстить, а ты, поминая свое страстное устроение, смирением сокрушай козни сии » .

«Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала».

Предостережение тем, кто часто хвалит окружающих

Преподобный Никон предостерегал:

«Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. Надо иметь рассуждение. В некоторых случаях допускается даже неправду сказать – ради пользы человека».

Речь не о тех, кто старается подбодрить собеседника или утешить страдающего, а о тех, кто хвалит, имея в виду свою собственную выгоду или желание польстить.

Преподобный Макарий учил при похвале мысленно укорить себя, признать себя «хуже всех», чтобы не повредиться духовно:

«При похвале же вас от других берегитесь своей, или паче бесовской, похвалы, но мысленно считайте себя хуже всех, то и не повредитесь от не принадлежащих вам похвал».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Святой Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека».

Старец советовал, когда тебя хвалят, не отвечать на похвалу, не противоречить и не спорить:

«Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие – ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы всё-таки есть в тебе. Да и те, которым будешь противоречить, не поверят».

Преподобный Иосиф давал следующий совет: присмотреться к самому себе: что вы чувствуете при похвале? Если удовольствие, то это говорит о недостатке смирения:

«Чувствуешь удовольствие, когда хвалят? Это и показывает, что нет… смирения. Надо скорее каяться в этом чувстве».

Старец учил убегать от похвалы, самого себя не хвалить, а при похвале прибегать к самоукорению:

«Если люди хвалят, ты сама укоряй себя».

«Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали. Когда же что сделаешь, то думай о себе, яко неисправна есть, ибо сделала только то, что должна была сделать, да вспоминай, сколько опустила, – тогда и не будешь хвалиться».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

источник

Аудио версия настоящей статьи:

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один хвалит (восхваляет) другого, причем расхваливает с очевидным преувеличением [в характеристиках и достоинствах]. Пророк воскликнул: «Вы погубили его! [Ведь словами своими сильно преувеличили его достоинства и пробудили самолюбование — ‘уджб]».[1] Мусульманские ученые говорят о недопустимости преувеличенной похвалы и расхваливания, которые ослепляют восхваляемого, пробуждая в нем самообман, самодовольство и тщеславие. Но если похвала уместна, а тем более полезна, то это не порицается[2].

«Одного человека упомянули в присутствии пророка Мухаммада. Некто из присутствующих стал хвалить (восхвалять) его. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) на это сказал: «Горе тебе! [Что творишь?!] Ты погубил своего друга!» И повторил это несколько раз. Далее продолжил: «Если кто-то из вас хочет непременно похвалить другого, то пусть скажет: «Я думаю (я считаю), что он таков», если [действительно] так считает. Тот, пред кем ему (восхваляемому) держать отчет, – Аллах (Бог, Господь) [и Он знает все его секреты]. Никого не возносите до абсолютной чистоты (святости) пред Аллахом (Богом, Господом) [у каждого есть ошибки и промахи, разные этапы роста и падения, а потому не идеализируйте других]»[3].

Однажды некий человек начал восхвалять ‘Усмана[4] [в бытность его праведным халифом]. Сподвижник пророка Мухаммада Мигдад намеренно встал на колени, – он был крупного телосложения (высокого роста), – и стал кидать в него щебень (гравий, мелкие камни). ‘Усман воскликнул: «Что ты делаешь?!» Тот ответил: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если увидите усердно восхваляющих, то бросьте им в лицо [в их сторону] землю[5]»[6].

Имам Муслим объединил все три хадиса под темой «Запрет на чрезмерную похвалу, когда есть опасение нанести вред тому, кого хвалят». Имам аль-Бухари, приведя первые два в одной теме, назвал ее «Что нежелательно в восхвалении друг друга». В одном из комментариев к упомянутым хадисам сказано: «Если человека будут чрезмерно хвалить, расхваливать, подчеркивать в нем то или иное качество, а на самом деле у него этого качества нет, то он может начать думать, что оно у него есть, а потому возгордится и снизит обороты в духовном росте, развитии и совершении благодеяний, полагая, что достиг высочайших уровней»[7].

Все вышеизложенное было о порицаемом в похвале и восхвалениях с точки зрения исламских принципов и ценностей[8]. А теперь о том, что уместно и заслуженно похвалить – полезно и важно в Исламе. К тому же похвала – это одна из форм благодарности людям, что в свою очередь является неотъемлемой характеристикой мусульманина и мусульманки.

Сам пророк Мухаммад хвалил сподвижников[9]. Например, Абу Бакру он сказал: «Я очень хотел бы, чтобы ты был из их числа»[10], имея в виду тех, кого призовут в Рай со всех райских врат и которые будут выбирать сами, через какие войти в вечную райскую обитель. Это заслуженная и величайшая похвала! А однажды пророк Мухаммад сказал ‘Умару: «Если Дьявол видит, что ты идешь по одной долине (ущелью), то он [боясь пересекаться с тобою] идет по другой долине (ущелью)»[11]. Тем самым посланник Божий подчеркнул очень высокий уровень набожности ‘Умара.

В один из дней сподвижник пророка Мухаммада (да благословит его Господь миров и приветствует) Абу Зарр спросил о благодарности, которую высказывают (проявляют) люди в адрес того, кто совершил благой поступок [то есть как к этому относиться, есть ли в этом что-то предосудительное и насколько благостно то приятное чувство, которое появляется в душе того, кто совершил этот добрый и полезный для других поступок]. Божий посланник ответил: «Это — скорая радостная весточка [от Бога] для верующего»[12]. Имам Муслим, приведший данный хадис в своем своде хадисов, назвал эту тему «Если похвалили хорошего человека, то это радостная весть и вреда ему не нанесет».

Если вас лично похвалили, желательным будет сделать следующее:

— сказать «астагфирул-ла» (прости меня, Господи)[13], тем самым увязав в своих ощущениях то, в чем похвалили, с Божественным благословением, без которого обладать этим качеством вы не смогли бы; нейтрализуя самолюбование-‘уджб;

— проговорить молитву-ду‘а: «Аллаахумма-гфирлии ма ля я‘лямуун; ва ля ту’ахызнии би ма якуулююн; вадж‘альнии хайран мим-маа язуннуун» (Господи, прости мне то, что они не знают; не наказывай меня за то, что они говорят; сделай меня лучше того, что они думают обо мне)[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самые благодарные Аллаху (Богу, Господу) — это те, кто наиболее благодарен по отношению к людям [вне зависимости от того, к какой национальности, культуре, религии они относятся]»[15].

Находясь в обществе, взаимодействуя с другими людьми, на что в первую очередь мы обращаем внимание? Обычно — на их ошибки, недоработки, изъяны, промахи. Именно на то, за что можно невзлюбить, покритиковать, обидеть[16]. А надо бы начать замечать в других то, за что мы можем их похвалить или поблагодарить. Именно в таком случае мы научим себя видеть в других положительное, заслуживающее благодарности. И как следствие, результат — впишем себя пред Богом в список тех, кто наиболее благодарен Ему, Господу миров.

Напомню чудесный аят, о котором мы часто забываем в повседневной практике:

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [новых возможностей, сил и энергии; мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны; критичны в отношении других; станете постоянно жаловаться на нехватку того или иного и проявлять недовольство в самых разных его формах; будете во всем видеть лишь плохое и не замечать хорошего, ныть], знайте — Мое наказание [предупреждает Господь миров], воистину, сурово!» (Св. Коран, 14:7).

«Знать свои слабые места необходимо, поэтому многие терпеливо и с благодарностью выслушивают критику. Но можно ли жить без поддержки и опираться только на неудачи?

Мать и дочь-подросток вечно воюют за чистоту, особенно на кухне – дочь никак не хочет ничего делать. Но вот однажды она («не знаю, что на нее нашло», скажет потом мать) взяла и перемыла сама всю посуду и подмела пол. Вернувшаяся с работы мать, окинув удивленным взглядом кухню, смогла сказать только: «Почему со стола не вытерла?»

Все мы знаем на личном опыте: когда окружающие обращают внимание в основном на то, что мы не сделали/не умеем/не получается, это вовсе не увеличивает наше желание чем-то заниматься.

Но невозможно опираться на неудачи – как невозможно опираться на гнилой посох. Такая картина мира и отношений делает невозможной и искреннюю благодарность – как ее можно испытывать, если видеть только то, что недоделано?

Даже с собакой часто поступают лучше, чем с человеком: дрессировщики знают, что для того, чтобы научить ее чему-нибудь, ее следует не наказывать, не критиковать – а поощрять, когда у нее что-то получается. Критика и наказание мотивируют только на то, чего не нужно делать.

Наверное, потребуется немало мудрости и смелости, чтобы хвалить тех, кому это необходимо. Чтобы мать, хотя бы в этот раз, могла сказать дочери: «Спасибо. У тебя здорово получилось»[17].

Читайте также:  Почему нельзя пить за будущее

Можно ли рассказать другим о своих заслугах и достижениях, если это необходимо и уместно?

У имама ан-Навави[18] на этот счет есть хорошие слова: «Знай, упоминание своих хороших качеств может быть как порицаемо, так и желанно (похвально). Порицаемо — когда ты проявляешь тем самым высокомерие, возносишь себя перед другими, равными тебе, стараешься выделиться. А вот уместным будет сделать это, когда есть польза для других, ты через собственный живой пример побуждаешь к благому или удаляешь от пагубного; когда рассказываемое тобой несет назидательный смысл для слушающих; ты рассказываешь то или иное, являясь наставником, проповедником, учителем, воспитателем, иллюстрируя свои слова живыми примерами из собственной жизни; когда ты примиряешь людей либо защищаешь себя от очевидного зла; упоминаешь свои хорошие качества (живые примеры щедрости и благородства, например), дабы речь твоя была принята слушающими, была убедительна»[19].

Слушайте по этой теме пятничную проповедь:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1913, хадис № 6060; там же. Т. 2. С. 808, хадис № 2663; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1200, хадис № 67–(3001).

[2] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 429, 430, хадис № 1/1790 и пояснение к нему.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1914, хадис № 6061; там же. Т. 2. С. 808, хадис № 2662; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1200, хадис № 65–(3000); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 430, хадис № 2/1791 и пояснение к нему.

[4] ‘Усман ибн ‘Аффан (умер в 35 г. по хиджре, в 656 г. по григор.) — третий праведный халиф. Одним из первых принял Ислам в самом начале миссии пророка Мухаммада. Был женат на двух его дочерях. Имел прозвище «Обладатель двух светов» (зун-нурейн). Был убит в тот момент, когда читал Коран.

[5] То есть, как прокомментировали ученые, когда высказывают хвалебные слова и речи прямо в лицо, притом что они очевидным образом не соответствуют действительности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 585.

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1201, хадис № 69–(3002); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 430, хадис № 3/1792 и пояснение к нему.

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 585, а также с. 586.

[8] Подробнее см., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 36. С. 275–282.

[9] Как и в адрес самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) высказывалось много уместных хвалебных слов, при этом он не кидал землю в лицо хвалящему. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 585.

При этом пророк Мухаммад подчеркивал: «Не превозносите меня [хвалебными словами, речами] подобно тому, как христиане превознесли Иисуса, сына Марии [назвав его сыном Божьим]! Я – раб Божий. [Говоря обо мне] скажите: «Раб Божий и посланник Его (‘абдул-лахи ва расуулюх)». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1072, хадис № 3445; там же. Т. 4. С. 2131.

[10] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 565, хадис № 1897; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 396, хадис № 85–(1027); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 431.

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1013, хадис № 3294; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 975, 976, хадис № 22–(2396); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 431.

[12] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Ибн Маджа и аль-Багави. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1059, хадис № 166–(2642); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 1987. Т. 8. С. 428, хадис № 166–(2642); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 154, хадис № 500; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 82, хадис № 5768, «сахих».

[13] Лучше про себя либо едва слышно.

[14] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 586.

[15] Хадис от аль-Аш‘аса ибн Кайса и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1596, хадис № 22190 (21847); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 70, хадис № 1073, «сахих».

[16] И сколь же это большая ошибка, как в земной перспективе, так и в вечной! Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «[В Исламе] нет нанесения ущерба (убытка) и вредительства». То есть нанесение себе и другим вреда чуждо нормам мусульманской морали и нравственности. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 252, хадисы № 2340, «сахих» (от ‘Убады ибн ас-Сомита) и № 2341, «сахих» (от Ибн ‘Аббаса); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9899, «хасан».

[18] Яхья ибн Шараф ан-Навави. Величайший ученый-мухаддис шафиитского мазхаба. Умер в 676 по хиджре, в 1277 по григорианскому. Он прожил всего 45 лет, но написанные им несколько богословских трудов до сих пор входят в число самых авторитетных. У него было плохое здоровье, не было семьи и детей. Всю свою жизнь он посветил науке и благотворительности.

[19] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 36. С. 281.

источник

Каким образом можно объединить хадисы, касающиеся похвалы брату-мусульманину?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Если вы увидите расхваливающих (людей, которые все время кого-то расхваливают — примеч. SunnaPortal.com), то бросьте им в лицо песок” (Муслим).

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал следующее в книге “Рияд ас-Салихин”:

“Эти хадисы запрещают похвалу в адрес брата-мусульманина, однако есть еще много достоверных хадисов, дозволяющих это. Ученые говорили, что эти хадисы следует объединять следующим образом.

Если тот, кого хвалят, обладает полной верой, убежденностью, силой воли и достаточными знаниями для того, чтобы эти слова похвалы не обольстили его и не вызвали в нем чувство самодовольства, в таком случае разрешается хвалить брата-мусульманина, и нет в этом ничего зазорного. Однако, если есть опасность, что человеком овладеет что-либо из вышеперечисленного, то крайне нежелательно хвалить его. Различные хадисы касательно данной темы следует понимать в свете вышеупомянутого разьяснения.

Что же касается хадисов, дозволяющих похвалу в адрес своего брата-мусульманина, то к ним можно отнести слова Пророка (мир ему и благословение), сказанные Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): “Я надеюсь, что ты будешь среди них”, т.е. среди тех, кого позовут, чтобы они вошли в Рай из любых врат. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Ты не из них…”, т.е. не среди тех, кто опускает свой изар (одежду) из кичливости. Также Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару (да будет доволен им Аллах): “Где бы сатана не увидел тебя идущим по дороге, он обязательно выбирает другую дорогу, отличную от твоей”. Существует еще много других хадисов, дозволяющих похвалу брату-мусульманину. Я упомянул некоторые из них в книге “Поминания” (“Аль-Азкаар”)”.

Толкование Шейха Усаймина:

“Автор (да смилуется над ним Аллах) разъяснил в своей книге “Рияд ас-Салихин” тему похвалы человека, т.е. разрешается ли человеку хвалить своего брата-мусульманина теми качествами, которыми он на самом деле обладает или же не обладает. Здесь есть несколько возможных вариантов.

Во-первых, если в похвале есть благо и поощрение для того, чтобы человек еще больше старался проявлять похвальные качества и благородный нрав, то в таком случае похвала является дозволенной. К примеру, если ты видишь, что какой-то человек проявляет щедрость, храбрость, самопожертвование, доброе отношение к другим людям, и ты говоришь об этих его качествах в его присутствии для его поощрения и укрепления, чтобы он и дальше поступал так же, то это хорошо. Подобную похвалу можно отнести к словам Всевышнего: “Помогайте друг другу в благодеяниях и богобоязненности”.

Читайте также:  Подготовка клубники к зимовке в подмосковье какие удобрения

Во-вторых, также нет ничего плохого в том, чтобы хвалить какого-либо человека с той целью, чтобы люди узнали о его достоинстве и уважали его, как это делал Пророк (мир ему и благословение) в отношении Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). Что касается Абу Бакра, то однажды Пророк разговаривал со своими сподвижниками и спросил: “Кто из вас постится сегодня?” Абу Бакр ответил: “Я”. Далее он спросил: “Кто из вас следовал сегодня за похоронной процессией?” Абу Бакр ответил: “Я”. Затем он спросил: “Кто из вас навестил сегодня больного?” Абу Бакр ответил: “Я”. Также Пророк (мир ему и благословение) спросил и о других вещах, а затем сказал: “Человек, который объединил в себе совершение всех этих благих деяний, войдет в Рай”. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сообщил, что тот, кто будет волочить свою одежду за собой (т.е. удлинять свои одежды — примеч. SunnaPortal.com) из-за самодовольства, на того не посмотрит Аллах в Судный День. Тогда Абу Бакр сказал: “О Посланник Аллаха, одна сторона моего изара опускается, и тогда я поправляю его”. На что Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: “Ты не из тех, кто делает это из самодовольства”. Также Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару: “Шайтан не ходит по той дороге, по которой следуешь ты”, т.е. если ты идешь по дороге, то сатана убегает от тебя и идет по другой дороге. Все эти слова подтверждают превосходство Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах).

В-третьих, запрещено чрезмерное расхваливание человека и описание его теми качествами, которых он не заслуживает, ибо это является ложью и обманом. Так, например, запрещено расхваливать правителя, его помощников или каких-либо иных уполномоченных людей и описывать их теми похвальными качествами, которых в них нет. Это также не хорошо для того, кого расхваливают.

В-четвертых, ты хвалишь человека за те качества, которые в нем действительно есть, однако опасаешься, что он может обольститься этой похвалой и в нем появятся самодовольство и высокомерие. В таком случае похвала также является запрещенной. Автор упомянул хадисы по этому поводу о том, как мужчина похвалил другого в присутствии Пророка (мир ему и благословение), на что он сказал: “Горе тебе, ты отрезал голову своего друга”, т.е. ты будто бы заколол его своей этой похвалой. Потому что Пророк (мир ему и благословение) знал, что эта похвала приведет к гордыне и превознесению этого человека над другими. Тогда Пророк (мир ему и благословение) приказал бросать песок в лицо тех, кто постоянно расхваливает других. Есть разница между словами “маддаах” (مدّاح) и “маадих” (مادح). “Маадих”(مادح) — это тот, кто иногда может похвалить кого-то (в хадисе о том, чтобы бросать песок в лицо расхваливающего упоминается слово “маддаах”(مدّاح) — примеч. SunnaPortal.com). “Маддаах”(مدّاح) — это тот, кто постоянно расхваливает другого. Например, стоит ему появиться рядом с высокопоставленным человеком, правителем, судьей, ученым или кем-либо подобным, как он начинает его расхваливать. Подобный человек действительно заслуживает того, чтобы ему в лицо бросили песок. Так, один человек начал расхваливать Усмана (да будет доволен им Аллах), тогда Микдад взял мелкие камушки и стряхнул их в лицо расхваливающего. Усман спросил у него, почему он так поступил, на что Микдад ответил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если увидите расхваливающих, то бросьте им в лицо песок”. В целом, человеку следует стараться говорить только благое, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое либо молчит”. Успех от Аллаха”.

Источник: “Шарх Рияд ас-Салихин” 6/561-565, хадис — 1790.

[titled_color_box title=»Оригинал фетвы на арабском»]

طريق الجمع بين الأحاديث في باب المدح في وجه أخيك

إن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: «إذا رأيتم المداحين فاحثوا في وجوههم التراب» رواه مسلم

:قال الإمام النووي (رحمه الله) في رياض الصالحين

فهذه الأحاديث في النهي وجاء في الإباحة أحاديث كثيرة صحيحة، قال العلماء وطريق الجمع بين الأحاديث أن يقال إن كان الممدوح عنده كمال إيمان ويقين ورياضة نفس ومعرفة تامة بحيث لا يفتتن ولا يغتر بذلك ولا تلعب به نفسه فليس بحرام ولا مكروه وإن خيف عليه شيء من هذه الأمور كره مدحه في وجهه كراهة شديدة وعلى هذا التفصيل تنزل الأحاديث المختلفة في ذلك

ومما جاء في الإباحة قوله صلى الله عليه وسلم لأبي بكر رضي الله عنه أرجو أن تكون منهم أي من الذين يدعون من جميع أبواب الجنة لدخولها وفي الحديث الآخر لست منهم أي لست من الذين يسبلون أزرهم خيلاء وقال صلى الله عليه وسلم لعمر رضي الله عنه ما رآك الشيطان سالكا فجا إلا سلك فجا غير فجك والأحاديث في الإباحة كثيرة وقد ذكرت جملة من أطرافها في كتاب الأذكار

نقل المؤلف رحمه الله في كتابه رياض الصالحين في بيان مدح الإنسان هل ينبغي للإنسان أن يمدح أخاه بما هو فيه أو لا وهذا له أحوال

الحال الأولى: أن يكون في مدحه خير وتشجيع له على الأوصاف الحميدة والأخلاق الفاضلة فهذا لا بأس به لأنه تشجيع تشجيع لصاحبه فإذا رأيت من رجل الكرم والشجاعة وبذل النفس والإحسان إلى الغير فذكرته بما هو فيه أمامه من أجل أن تشجعه وتثبته حتى يستمر على ما هو عليه فهذا حسن وهو داخل في قوله تعالى وتعاونوا على البر والتقوى

والثاني: أن تمدحه لتبين فضله بين الناس وينتشر ويحترمه الناس كما فعل النبي صلى الله عليه وسلم مع أبي بكر وعمر رضي الله عنهما أما أبي بكر فإن النبي صلى الله عليه وسلم كان يتحدث ذات يوم قال من أصبح منكم صائما فقال أبو بكر أنا فقال من تبع منكم جنازة قال أبو بكر أنا فقال من عاد اليوم مريضا فقال أبو بكر أنا وذكر أشياء فقال النبي صلى الله عليه وسلم ما اجتمعن في امرأ إلا دخل الجنة وكذلك لما حدث أنه من جر ثوبه خيلاء لن ينظر الله إليه قال أبو بكر يا رسول الله إن أحد شقي إزاري يسترخي علي إلا أن أتعاهده فقال أنك لست ممن يصنع ذلك خيلاء وقال لعمر إن الشيطان ما سلكت فجا إلا سلك فجا غير فجك يعني إذا سلكت طريقا فإن الشيطان يهرب منه ويذهب إلى طريق آخر كل هذا لبيان فضل أبي بكر وعمر رضي الله عنهما هذا لا بأس به

الثالث: أن يمدح غيره ويغلو في إطرائه ويصفه بما لا يستحق فهذا محرم وهو كذب وخداع مثل أن يذكر رجلا أميرا أو وزيرا أو ما أشبه ذلك ويطريه ويصفه بما ليس فيه من الصفات الحميدة فهذا حرام عليك وهو أيضا ضرر على الممدوح

الرابع: أن يمدحه بما هو فيه لكن يخشى أن الإنسان الممدوح يغتر بنفسه ويزهو بنفسه ويترفع على غيره فهذا أيضا محرم لا يجوز وذكر المؤلف أحاديث في ذلك أن رجلا ذكر عند النبي صلى الله عليه وسلم آخر فأثنى عليه فقال ويحك قطعت عنق صاحبك يعني كأنك ذبحته بسبب مدحك إياه لأن ذلك يوجب أن هذا الممدوح يترفع ويتعالى وقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم أن يحثى التراب في وجوه المداحين يعني إن كان هذا الإنسان معروفا ما جلس مجلسا أمام أحد له جاه وشرف إلا امتدحه هذا مداح والمداح غير المادح ؛

المادح هو الذي يسمع منه مرة بعد أخرى لكن؛

المداح كلما جلس عند إنسان كبيرا أو أميرا أو قاضيا أو عالم أو ما أشبه ذلك قام يمدحه هذا حقه أن يحثي في وجهه التراب لأن رجلا امتدح عثمان رضي الله عنه فقام المقداد وأخذ الحصباء ونفضها في وجه المداح فسأله عثمان لما فعل ذلك قال إن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا رأيتم المداحين فاحثوا في وجوههم التراب وعلى كل حال فالذي ينبغي للإنسان ألا يتكلم إلا بخير لأن النبي صلى الله عليه وسلم قال من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليقل خيرا أو ليصمت والله الموفق اهــ

источник

Форум разработан исключительно для публикации авторских материалов, в связи с чем возможность регистрации пользователей для вопросов отсутствует

Автор: admin » 16 сен 2016, 19:35

Каким образом можно объединить хадисы, касающиеся похвалы брату-мусульманину?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Если вы увидите расхваливающих (людей, которые все время кого-то расхваливают. — Примеч. SunnaPortal.com ) , то бросьте им в лицо песок” (Муслим).

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал следующее в книге “Рияд ас-Салихин”:

“Эти хадисы запрещают похвалу в адрес брата-мусульманина, однако есть еще много достоверных хадисов, дозволяющих это. Ученые говорили, что эти хадисы следует объединять следующим образом.

Если тот, кого хвалят, обладает полной верой, убежденностью, силой воли и достаточными знаниями для того, чтобы эти слова похвалы не обольстили его и не вызвали в нем чувство самодовольства, в таком случае разрешается хвалить брата-мусульманина, и нет в этом ничего зазорного. Однако, если есть опасность, что человеком овладеет что-либо из вышеперечисленного, то крайне нежелательно хвалить его. Различные хадисы касательно данной темы следует понимать в свете вышеупомянутого разьяснения.

Что же касается хадисов, дозволяющих похвалу в адрес своего брата-мусульманина, то к ним можно отнести слова Пророка (мир ему и благословение), сказанные Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): “Я надеюсь, что ты будешь среди них” , т.е. среди тех, кого позовут, чтобы они вошли в Рай из любых врат. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Ты не из них…” , т.е. не среди тех, кто опускает свой изар (одежду) из кичливости. Также Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару (да будет доволен им Аллах): “Где бы сатана не увидел тебя идущим по дороге, он обязательно выбирает другую дорогу, отличную от твоей” . Существует еще много других хадисов, дозволяющих похвалу брату-мусульманину. Я упомянул некоторые из них в книге “Поминания” (“Аль-Азкаар”)”.

Читайте также:  Почему нельзя называть детей именами умерших родственников

Толкование Шейха Усаймина:

“Автор (да смилуется над ним Аллах) разъяснил в своей книге “Рияд ас-Салихин” тему похвалы человека, т.е. разрешается ли человеку хвалить своего брата-мусульманина теми качествами, которыми он на самом деле обладает или же не обладает. Здесь есть несколько возможных вариантов.

Во-первых, если в похвале есть благо и поощрение для того, чтобы человек еще больше старался проявлять похвальные качества и благородный нрав, то в таком случае похвала является дозволенной. К примеру, если ты видишь, что какой-то человек проявляет щедрость, храбрость, самопожертвование, доброе отношение к другим людям, и ты говоришь об этих его качествах в его присутствии для его поощрения и укрепления, чтобы он и дальше поступал так же, то это хорошо. Подобную похвалу можно отнести к словам Всевышнего: “Помогайте друг другу в благодеяниях и богобоязненности” .

Во-вторых, также нет ничего плохого в том, чтобы хвалить какого-либо человека с той целью, чтобы люди узнали о его достоинстве и уважали его, как это делал Пророк (мир ему и благословение) в отношении Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). Что касается Абу Бакра, то однажды Пророк разговаривал со своими сподвижниками и спросил: “Кто из вас постится сегодня?” Абу Бакр ответил: “Я” . Далее он спросил: “Кто из вас следовал сегодня за похоронной процессией?” Абу Бакр ответил: “Я” . Затем он спросил: “Кто из вас навестил сегодня больного?” Абу Бакр ответил: “Я” . Также Пророк (мир ему и благословение) спросил и о других вещах, а затем сказал: “Человек, который объединил в себе совершение всех этих благих деяний, войдет в Рай” . В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сообщил, что тот, кто будет волочить свою одежду за собой (т.е. удлинять свои одежды. — Примеч. SunnaPortal.com ) из-за самодовольства, на того не посмотрит Аллах в Судный День. Тогда Абу Бакр сказал: “О Посланник Аллаха, одна сторона моего изара опускается, и тогда я поправляю его” . На что Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: “Ты не из тех, кто делает это из самодовольства” . Также Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару: “Шайтан не ходит по той дороге, по которой следуешь ты” , т.е. если ты идешь по дороге, то сатана убегает от тебя и идет по другой дороге. Все эти слова подтверждают превосходство Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах).

В-третьих, запрещено чрезмерное расхваливание человека и описание его теми качествами, которых он не заслуживает, ибо это является ложью и обманом. Так, например, запрещено расхваливать правителя, его помощников или каких-либо иных уполномоченных людей и описывать их теми похвальными качествами, которых в них нет. Это также не хорошо для того, кого расхваливают.

В-четвертых, ты хвалишь человека за те качества, которые в нем действительно есть, однако опасаешься, что он может обольститься этой похвалой и в нем появятся самодовольство и высокомерие. В таком случае похвала также является запрещенной. Автор упомянул хадисы по этому поводу о том, как мужчина похвалил другого в присутствии Пророка (мир ему и благословение), на что он сказал: “Горе тебе, ты отрезал голову своего друга” , т.е. ты будто бы заколол его своей этой похвалой. Потому что Пророк (мир ему и благословение) знал, что эта похвала приведет к гордыне и превознесению этого человека над другими. Тогда Пророк (мир ему и благословение) приказал бросать песок в лицо тех, кто постоянно расхваливает других. Есть разница между словами “маддаах” (مدّاح) и “маадих” (مادح). “Маадих”(مادح) — это тот, кто иногда может похвалить кого-то (в хадисе о том, чтобы бросать песок в лицо расхваливающего упоминается слово “маддаах”(مدّاح). — Примеч. SunnaPortal.com ). “Маддаах”(مدّاح) — это тот, кто постоянно расхваливает другого. Например, стоит ему появиться рядом с высокопоставленным человеком, правителем, судьей, ученым или кем-либо подобным, как он начинает его расхваливать. Подобный человек действительно заслуживает того, чтобы ему в лицо бросили песок. Так, один человек начал расхваливать Усмана (да будет доволен им Аллах), тогда Микдад взял мелкие камушки и стряхнул их в лицо расхваливающего. Усман спросил у него, почему он так поступил, на что Микдад ответил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если увидите расхваливающих, то бросьте им в лицо песок” . В целом, человеку следует стараться говорить только благое, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое либо молчит” . Успех от Аллаха”.

Источник: “Шарх Рияд ас-Салихин” 6/561-565, хадис — 1790.

طريق الجمع بين الأحاديث في باب المدح في وجه أخيك

إن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: «إذا رأيتم المداحين فاحثوا في وجوههم التراب» رواه مسلم

:قال الإمام النووي (رحمه الله) في رياض الصالحين

فهذه الأحاديث في النهي وجاء في الإباحة أحاديث كثيرة صحيحة، قال العلماء وطريق الجمع بين الأحاديث أن يقال إن كان الممدوح عنده كمال إيمان ويقين ورياضة نفس ومعرفة تامة بحيث لا يفتتن ولا يغتر بذلك ولا تلعب به نفسه فليس بحرام ولا مكروه وإن خيف عليه شيء من هذه الأمور كره مدحه في وجهه كراهة شديدة وعلى هذا التفصيل تنزل الأحاديث المختلفة في ذلك

ومما جاء في الإباحة قوله صلى الله عليه وسلم لأبي بكر رضي الله عنه أرجو أن تكون منهم أي من الذين يدعون من جميع أبواب الجنة لدخولها وفي الحديث الآخر لست منهم أي لست من الذين يسبلون أزرهم خيلاء وقال صلى الله عليه وسلم لعمر رضي الله عنه ما رآك الشيطان سالكا فجا إلا سلك فجا غير فجك والأحاديث في الإباحة كثيرة وقد ذكرت جملة من أطرافها في كتاب الأذكار

نقل المؤلف رحمه الله في كتابه رياض الصالحين في بيان مدح الإنسان هل ينبغي للإنسان أن يمدح أخاه بما هو فيه أو لا وهذا له أحوال

الحال الأولى: أن يكون في مدحه خير وتشجيع له على الأوصاف الحميدة والأخلاق الفاضلة فهذا لا بأس به لأنه تشجيع تشجيع لصاحبه فإذا رأيت من رجل الكرم والشجاعة وبذل النفس والإحسان إلى الغير فذكرته بما هو فيه أمامه من أجل أن تشجعه وتثبته حتى يستمر على ما هو عليه فهذا حسن وهو داخل في قوله تعالى وتعاونوا على البر والتقوى

والثاني: أن تمدحه لتبين فضله بين الناس وينتشر ويحترمه الناس كما فعل النبي صلى الله عليه وسلم مع أبي بكر وعمر رضي الله عنهما أما أبي بكر فإن النبي صلى الله عليه وسلم كان يتحدث ذات يوم قال من أصبح منكم صائما فقال أبو بكر أنا فقال من تبع منكم جنازة قال أبو بكر أنا فقال من عاد اليوم مريضا فقال أبو بكر أنا وذكر أشياء فقال النبي صلى الله عليه وسلم ما اجتمعن في امرأ إلا دخل الجنة وكذلك لما حدث أنه من جر ثوبه خيلاء لن ينظر الله إليه قال أبو بكر يا رسول الله إن أحد شقي إزاري يسترخي علي إلا أن أتعاهده فقال أنك لست ممن يصنع ذلك خيلاء وقال لعمر إن الشيطان ما سلكت فجا إلا سلك فجا غير فجك يعني إذا سلكت طريقا فإن الشيطان يهرب منه ويذهب إلى طريق آخر كل هذا لبيان فضل أبي بكر وعمر رضي الله عنهما هذا لا بأس به

الثالث: أن يمدح غيره ويغلو في إطرائه ويصفه بما لا يستحق فهذا محرم وهو كذب وخداع مثل أن يذكر رجلا أميرا أو وزيرا أو ما أشبه ذلك ويطريه ويصفه بما ليس فيه من الصفات الحميدة فهذا حرام عليك وهو أيضا ضرر على الممدوح

الرابع: أن يمدحه بما هو فيه لكن يخشى أن الإنسان الممدوح يغتر بنفسه ويزهو بنفسه ويترفع على غيره فهذا أيضا محرم لا يجوز وذكر المؤلف أحاديث في ذلك أن رجلا ذكر عند النبي صلى الله عليه وسلم آخر فأثنى عليه فقال ويحك قطعت عنق صاحبك يعني كأنك ذبحته بسبب مدحك إياه لأن ذلك يوجب أن هذا الممدوح يترفع ويتعالى وقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم أن يحثى التراب في وجوه المداحين يعني إن كان هذا الإنسان معروفا ما جلس مجلسا أمام أحد له جاه وشرف إلا امتدحه هذا مداح والمداح غير المادح ؛
المادح هو الذي يسمع منه مرة بعد أخرى لكن؛

المداح كلما جلس عند إنسان كبيرا أو أميرا أو قاضيا أو عالم أو ما أشبه ذلك قام يمدحه هذا حقه أن يحثي في وجهه التراب لأن رجلا امتدح عثمان رضي الله عنه فقام المقداد وأخذ الحصباء ونفضها في وجه المداح فسأله عثمان لما فعل ذلك قال إن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا رأيتم المداحين فاحثوا في وجوههم التراب وعلى كل حال فالذي ينبغي للإنسان ألا يتكلم إلا بخير لأن النبي صلى الله عليه وسلم قال من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليقل خيرا أو ليصمت والله الموفق اهــ

источник