Меню Рубрики

Почему нельзя ходить в церковь без креста

Слышала, что Православная Византия крестилась двумя перстами. Почему же мы крестимся тремя?

Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. На Втором Вселенском Соборе митрополит Мелетий показал силу креста, сложив три перста. И мы с древности крестимся тремя перстами, во Имя Святой Троицы, прижимая два пальца к ладони в знак того, что Иисус Христос имеет два естества — божеское и человеческое.

Говорят, что крест — идолопоклонство, что Сам Христос не крестился, не изображал на Себе крестного знамения.

Да, Христос не крестился. Но мы читаем в Евангелие от Луки, что Господь перед Вознесением Своим обратился к ученикам, «подняв руки Свои, благословил (!) их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24,50-51). Поднял руки — это одно, а как же благословил? На Тайной Вечери Господь «взяв хлеб, благословил (!), преломил и дал ученикам» (Мр. 14,22). Как это понимать иначе, как перекрестил?

Самое великое оружие нам дал Господь — Крест, крестное знамение! Еще в Ветхом Завете мы встречаем прообраз креста. Когда израильский народ переходил через Иордан, шел по пустынному месту, на него напали змеи. Стали всех жалить. Моисей сказал, что надо сделать знамение — взять крест и на него повесить змею. И Сам Христос говорил: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому на крест» (Ин.3,14- 15). Тогда все, кто обращался к знамению, спасались, а кто не обращался — погибали. Крестная смерть была позорной, но Господь Своей смертью эту смерть сделал спасительной, потому Крест имеет великую силу.

В Священном Писании, в Послании к Галатам сказано: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6,14). Спрашиваем у сектантов: «Как это понимать?» — «А это хвалиться страданиями». Да кто же дерзает хвалиться страданиями Христовыми? Там написано крестом, а не страданиями!

Для некоторых крест в юродство, а некоторым во спасение. Те, кто под музыку беснуются на сцене, надевают кресты в уши, на грудь, не знают цену кресту, для них он не спасительный. А мы носим крест не для красоты, а для спасения, для подтверждения своей верности Господу, своего желания сораспяться Его страданиям.

Можно ли без креста ходить в церковь?

Как храм, так и человек не могут быть без креста. Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентген-кабинет, к врачу, нельзя снимать крест.

Ко мне один человек приезжал; он себе крест так плотно надел, что он через голову не снимается. Говорит: «Я часто ныряю, чтобы крест не потерять, завязал на короткую тесьму».

А про другого слышал как-то историю. Носил человек крест всю жизнь, не снимая. А тут пошел в баню и крест снял. А в бане на осколке мыла поскользнулся и ударился головой об пол. Сотрясение мозга получил. Хорошо, что Господь оставил в живых для покаяния.

Так что крест — это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещу подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах, что «. крест- хранитель вселенной, крест — красота Церкви, слава ангелам и язва демонам». Креста снимать с себя никогда не надо. Когда спать ложимся, в вечерних молитвах читаем «Да воскреснет Бог. «, тогда надо вынуть свой крестик и приложиться к нему. Очень полезно утром, осеняя себя крестом со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», крестить все, что нас окружает. И, выходя из дома, также перекрестить дорогу на весь день.

С крестом мы живем всю жизнь и умираем. Его нам ставят в ноги на могиле. Когда все воскреснут, мы восстанем ко кресту.

Как правильно осенять себя крестом? Что и как можно крестить?

Нужно два пальца правой руки — мизинец и безымянный — прижать к ладони, три других соединить. Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Кладем три соединенных пальца на лоб и говорим: «Во имя Отца. » на живот: «и Сына. «, с правого плеча на левое: «и Святаго Духа. Аминь». Опускаем руку, кланяемся.

Наше тело как бы разделено на три части. Мы знаем, что Престол Господень — небо, где соединяются все умные силы; и наша голова подобна этому. От Престола до земли — воздушное пространство; у нас от головы до живота — дыхательная часть, а далее как бы земная твердь. Когда мы несем три перста ото лба к животу, а потом на правое плечо — это символизирует сошествие Господа на землю. Его воплощение во утробе Пресвятой Девы Богородицы, рождение и жизнь на земле, распятие и Воскресение, восседание одесную Бога Отца. Когда мы крестимся, просвещаем разум, сердце и ограждаем от злых сил все чувства. Крест — это наше оружие. Человек осеняет свою одежду, пищу, дорогу — и в это время от его сложенных для крестного знамения пальцев выходит огонь небесный, попаляющий все нечистое. Допустим, человек садится за руль машины и крестит дорогу: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». И этот крест освящает все пространство предстоящей дороги. Господь и Ангел Хранитель охраняют водителя и пассажиров. Осеняем крестом пищу — огнем пожигается отрицательная энергия, если, например, кто-то готовил пищу в раздражении, нервничая. Когда демоны нападают на нас, мы осеняем себя крестом. И в это время бесы отбегают от нас; но если мы суетимся, к Богу не обращаемся за помощью, не крестимся, то они приступают к нам опять.

В последнее время много появляется в квартирах домовых, барабашек; что-то стучит, открываются сами собой шкафы и оттуда вылетает одежда, на глазах рвется, ковер со стены слетает и сам скручивается, кран открывается и вода начинает течь. Много бывает подобных искушений. Бывает, что на чердаке раздаются четко различимые шаги, а чердак закрыт. По квартире рядом с человеком ходит кто-то тяжелой поступью, некоторые люди во время молитвы чувствуют на затылке дыхание. Все это бесовское наваждение. Раньше православные христиане, зная козни врага, отражали его нападения крестным знамением, святой водой. Они не боялись подобных явлений, зная, что демоны только наводят страх, но не в силах повредить. Они ничего не смогут сделать, если Бог не попустит. Почему же появляются все эти искушения? Да потому, что люди, воспитанные в безбожном атеистическом духе, не знают как креститься, не имеют в доме святынь, не каются в грехах, не ходят в церковь — и бесы не боятся этих людей! Люди не знают, как воевать с ними, потому и находятся в плену у демонических сил.

Почему надо осенять крестом одежду при одевании?

Не только одежду надо осенять крестом, так же надо поступать и с пищей, и с водой, и когда входим в дом, и когда выходим — крестить дорогу.

Расскажу такой случай. Святой Симеон Столпник, 50 лет простоявший в молитве на столпе, был искушаем бесом: стоит — молится, вдруг рядом с ним остановилась огненная колесница, ангел светлый говорит: «Ты угодил Господу и Он посылает за тобой колесницу, как пророку Илие». Симеон соблазнился этим, а когда хотел уже взойти, ногу поднял и . осенил себя крестом — эта колесница мигом исчезла вместе с конями. Это было демоническое наваждение. Он эту ногу наказал — три года на ней стоял. Поэтому мы все должны осенять крестом, освящая, чтобы ничто нечистое, скверное в нас не оставалось.

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим — крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне — боимся скорбей. А ведь скорби — дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит. Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Когда я ложусь спать, то крещу постель, а потом ложусь. Не грешно ли ложиться на крест?

Мы с вами складываем три перста вместе и осеняем жилище, постель, одежду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Из креста выходит священный огонь и попаляет все нечистое, освящает жилище. Вот если мы огнем постель попалим, а потом ляжем, мы же не на огонь ложимся. Так мы не на крест ложимся, а на место, освященное крестом.

Читайте также:  Почему беременным нельзя делать снимок зубов при

Можно ли крестить себя в рукавицах?

У преподобного Варсонофия Великого сказано: у тех, кто крестится в перчатках, отнимается благодать Божия. Креститься нужно с благоговением, мужчины при наложении на себя крестного знамения должны снимать шапки. Но бывает, мы проезжаем или проходим мимо храма, а на улице мороз, тогда можно осенить себя крестом и в шапке, чтобы отогнать нечистые помыслы.

Под крестом на куполе храма видели полумесяц. Что он означает?

Кресты на куполах нашего храма называются ажурными, это древняя форма креста; такие кресты есть и в Троице-Сергиевой Лавре, и на многих других православных храмах. Мир, в котором мы живем, — Житейское море, а крест — это якорь спасения. Полумесяц же изображается иначе.

Что делать, если найдешь крест, можно ли его носить? Говорят, это плохо.

Да, для диавола это очень плохо. И он внушает: если нашел крест, значит брать его не надо, а то скорби будут. Крест — это великая святыня, нельзя, чтобы он валялся, попирался ногами. Надо его поднять, омыть. И носить его можно.

Можно ли осенять себя крестом, проходя мимо оскверненного, разрушенного частично или полностью храма?

Если в этом храме прежде была служба, а теперь пусть даже и проезжая дорога. Ангел Хранитель Престола Господня здесь будет стоять до Второго Пришествия. Это потому, что на этом месте совершалась страшная всемирная Безкровная Жертва.

источник

Зачем православному носить нательный крест? Многие люди, будучи крещенными в младенчестве, крест не носят. У них есть разные отговорки на сей счет. Одни люди говорят, что боятся потерять крест, другие считают, что вера должна быть в душе, а ношение креста – это выставление своей веры напоказ. Все эти отговорки не слишком убедительны.


По мнению иеромонаха Иова (Гумерова) крест должен сопровождать верующего человека по жизни.

Ношение нательного креста – это одна из старейших православных традиций. На Западе сегодня есть законы, согласно которым верующему не стоит выставлять свои религиозные предпочтения напоказ. В России православному за ношение креста не грозит увольнение с работы или неодобрение начальства.

Крест на ребенка надевает священник во время Таинства Крещения. И ни один человек не имеет права снимать его. Конечно, распятие можно временно снять перед посещением бани или перед операцией. Однако и в этом случае можно найти выход из положения. Например, перед операцией православный человек может заменить металлический крестик на деревянный. В баню или ванну также можно идти с таким нательным распятием.

Со временем крестик изнашивается, и в этом случае его разрешается заменить на новый. Покупать распятия нужно в Храме, где изделия освящаются предварительно. Посещая церковь, можно купить новый крестик, а потом зайти внутрь. Не рекомендуется посещать службы без нательного креста.

Протестанты кресты не носят, они вообще не признают традиционную символику. Тем самым они нарушают один из заветов Спасителя, который заповедовал каждому верующему взять крест свой и следовать за ним. Эти же слова Иисуса Христа цитирует священник, когда осуществляется Таинство Крещения. Крест человек – это и символ веры, и миссия.

В народе существует такое высказывание: “На нем креста нет”. Это подразумевает не только отсутствие веры, но и следование бесовскими путями. Крест охраняет человека от искушений и направляет по жизни. Он является символом искупления грехов, победы над смертью и искусами плоти. Ефрем Сирин в своих наставлениях говорит, что без креста лучше ничего не делать.

Не обязательно покупать дорогое изделие, которое могут украсть. Некоторые люди носят кресты, но они не являются верующими. Для них красивое дорогое распятие на шее – всего лишь украшение, модный фетиш. Такое поведение недопустимо, оно оскорбляет священный символ.

Верующему не обязательно и демонстрировать свой крест, его можно носить на шее скрыто, под одеждой. Главное, чтобы он присутствовал. Покупка дорогого изделия порой производится в том числе и для демонстрации на людях. Это неправильно, ведь роскошь вызывает зависть и пробуждает не лучшие чувства в людях.

Почему не стоит приступать к какому-либо делу без креста? Считается, что человек, начиная новое дело без креста, начинает его в буквальном смысле без Бога. Это может привести к печальным последствиям. Например, Ефрем Сирин утверждает, что верующему, который приступил к делу с крестом, ничто не грозит. Он успешно завершит начатое и добьется хороших результатов, если дело его угодно Всевышнему.

Нательный крест говорит о том, что человек принадлежит ко Святой Церкви. Вместе с тем, распятие – это орудие духовной борьбы православного человека. Когда крещенный снимает распятие, он совершает ошибку, впадает в грех.

Есть люди, которые утверждаются, что у них нет времени заменить поврежденный крест. Если крестик повредился, то его можно временно заменить деревянным, который имеется у истово верующих людей. Православные посещают церковь регулярно, поэтому они имеют возможность купить распятие. Отговорка “нет времени на покупку” здесь не действует.

Хороший мультик на заданную тему:

источник

Казалось бы, у человека, принявшего Крещение, не должно возникать вопроса, стоит ли носить нательный крест. Между тем, не всякий крещеный человек носит его.

Если человек был крещен, это не всегда означает, что он христианин. В современном мире многих людей крестят в младенчестве, и зачастую родители делают это без особой веры, только потому, что «так принято». В такой семье человек, даже крещеный, христианином не вырастет. Если же человек не верует во Христа, то и нательный крест ему носить не нужно, а близким не стоит на этом настаивать. Носить крест без веры – как украшение или магический талисман – это надругательство над святыней, оскорбляющее чувства христиан. Можно не верить самому, но уважать чужую веру необходимо.

Люди, считающие себя христианами и даже посещающие церковь, тоже не всегда носят нательные кресты. Они могут называть разные причины. Кто-то потерял свой крест, а купить новый некогда, кто-то настолько дорожит своим крестиком, что боится его потерять и поэтому не носит, а хранит в укромном месте. Кто-то убежден, что вера должна быть в душе, внешние выражения ей ни к чему. Некоторые люди опасаются, что кто-то может заметить, что они носят крест, а сообщать окружающим о своих религиозных убеждениях они стесняются.

С христианской точки зрения все эти отговорки не выглядят убедительными. Если крест потерян, новый легко купить в том же храме, который человек регулярно посещает, а бывать в храме слишком редко христианину не пристало. Боязнь потерять крест – это, конечно, признак благоговейного отношения к святыне, но во всем надо знать меру, и в благоговении в том числе. Материальные выражения веры – в том числе и ношение креста – нужны потому, что у человека есть не только душа, но и тело, и вера должна охватывать все человеческое существо в целом, а не одну его часть. Выставлять свою веру напоказ, конечно, не стоит, поэтому крест и носят под одеждой, но не следует и скрывать, как нечто постыдное.

Таким образом, если человек является не только крещеным, но и верующим, то нет никаких причин, чтобы ходить без нательного крестика. Отказ от ношения креста в этом случае свидетельствует о не вполне ясном понимании христианского вероучения.

Можно понять того христианина, который ходит без креста потому, что вынужден скрывать свою веру, оказавшись во враждебном окружении. Например, в странах Запада за ношение нательного креста может последовать увольнение с работы. Но если страну проживания можно выбирать, то родственников, с которыми приходится жить под одной крышей, не выбирают, а они тоже могут быть настроены враждебно по отношению к христианской вере. Впрочем, даже в таких случаях христиане находят выход – например, пришивая крест к одежде с изнаночной стороны, чтобы никто не догадался о его наличии.

Нет ничего зазорного в том, чтобы снять крест на время медицинской процедуры – например, рентгенографического обследования или хирургической операции, если об этом просит врач. А вот снимать крест на время посещения бани не стоит. Если есть опасения, что в парилке металлический крест и цепочка могут нагреться и стать причиной ожога, можно надеть деревянный крестик на шнурке.

источник

Отвечает Андрей Музольф, доцент Киевской духовной академии.

В церковных правилах или канонах мы не найдем строгого предписания, что без нательного креста участие в церковных Таинствах для православного христианина становится невозможным. Но более уместно поставить другой вопрос: может ли сам православный христианин, будучи верующим человеком, приступать к Таинствам без креста? Нательный крест – это выражение нашей личной веры в Распятого ради нашего спасения Господа Иисуса Христа. Собственно говоря, это и послужило достаточным основанием того, что в нашей отечественной традиции укоренилась практика постоянного ношения нательного креста. И потому неслучайно святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест – это символ нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня».

Читайте также:  Маринад для скумбрии на мангале рецепт

В древности, например, крест как символ христианской веры мог быть вытатуирован или же нарисован на теле. Подобную практику мы и сейчас можем встретить среди христиан-коптов, которые делают татуировку креста на правой руке. Почему так делали в древности? Только потому, что в период гонения на христиан любое материальное подтверждение принадлежности к христианству могло быть уничтожено: крестик могли сорвать и попрать, а татуировку так просто не уничтожить.

И если сегодня в храм придет верующий крещеный человек, который в силу определенных обстоятельств не имеет нательного креста (например, потерял или забыл надеть после похода в баню), думаю, что здравомыслящий священник его не отгонит от Чаши с Телом и Кровью Христовыми. Но если человек осознанно не носит крестик на груди, это уже повод задать ему вопрос: почему он занимает такую позицию. Быть может, с его православием не все так гладко.

Таким образом, нательный крестик – это признак нашей самоидентификации как православных христиан, а вовсе не некий «пропускной талон» в Церковь.

источник

1 ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ?
– Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Освященный нательный крест – это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от злых духов. Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию. Священномученик Петр Дамаскин так говорил и кресте — «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

2 КАКОЙ ВЫБРАТЬ КРЕСТИК – ЗОЛОТОЙ ИЛИ СЕРЕБРЯНЫЙ?
– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.

3 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ КРЕСТИК НА ЦЕПОЧКЕ?
– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

4 МОЖНО ЛИ НА ОДНОЙ ЦЕПОЧКЕ НОСИТЬ КРЕСТИК И ЗНАК ЗОДИАКА?
– Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:14-16).

5 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ КРЕСТИК, КОТОРЫЙ НОСИЛА СЕСТРА, ЕСЛИ ОНА КУПИЛА НОВЫЙ?
– Можно. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

6 КАК ОТЛИЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО?
– Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображен распятым четырьмя гвоздями, а на католическом – тремя (обе ноги – одним гвоздем). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

7 МОЖНО ЛИ ПОДНИМАТЬ НАЙДЕННЫЙ НА УЛИЦЕ КРЕСТИК И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
– Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.

8 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ НЕОСВЯЩЕННЫЙ КРЕСТИК?
– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше все-таки попросить священника освятить крестик.

9 НАДО ЛИ СНИМАТЬ КРЕСТ ПРИ МЫТЬЕ В БАНЕ?
– Нательный крест лучше никогда не снимать.

10 МОЖНО ЛИ БЕЗ КРЕСТА ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ?

— Как храм, так и человек не могут быть без креста… Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентген-кабинет, к врачу, нельзя снимать крест.

Крест — это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещу подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах, что «… крест- хранитель вселенной, крест — красота Церкви, слава ангелам и язва демонам«. Креста снимать с себя никогда не надо.

источник

При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.

Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.

Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.

Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.

Читайте также:  Почему нельзя быть жестокими с детьми

При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.

К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.

Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.

источник

По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

На фото: Русская православная церковь в Антарктике

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе».

4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.

Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».

5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.

В книге «Псальтирь» сказано в «кратком изъявлении»: «. полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого. делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно.

8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.

10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».

11. В православном храме не рекомендуется сидеть. Исключение составляют люди больные, которые физически не могут стоять всю службу.

Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».

12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не идите мимо священника, а обойдите алтарную часть.

13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш. А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.

15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор — сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.

Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».

17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.

Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».

19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» — древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.

20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.

23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник