Меню Рубрики

Как сделать узбекский нож самому

Доброй ночи камрада! решил сделать небольшое пошаговое руководство по изготовлению карачаевского ножа, (клинок, этнический больстер, рукоять и ножны).. покажу именно как делаю я, если будут ошибки и т.д. исправляйте сильно табуретками не кидаться

1.Берем бланк стали ( в моем случае это сырая сталь м390 от Анзара (спасибо ему)), вместо шаблона использую, бланк вырезанный по чертежу на гидрорезке ( так как оказалось под рукой)

2.Сжимаю «собачкой» и размечаю твердосплавным карандашом, контур

3.Убираю болгаркой все лишнее, охлаждая водой

4.Обдираю грубой лентой контур

4. Отвожу на плоскошлиф и снимают нагар (так как у самого нету такого удовольствия )

5. шлифую торцы более тонкой лентой

6. разметка «плечиков»

7.выравниваю плечики

8.Разметка линии больстера (то есть до куда будет утоплен клинок) и разметка линии спусков разметочным штангенциркулем

8. разметка рк штангенрейсмасом

9. Закрепляю клинок на приспособе для выведении спусков (спасибо Грине за отличную приспособу )

10 черновая обдирка спусков

Отправил на закалку к Юзону, теперь жду
Наконец то клинки у меня

вот он подопытный «кролик»

Притираю голомень на чугунной плите, алмазной пастой

Так как спуски были, на грубую, сведение примерно в 1мм, поэтому убираю грубой лентой р36

Далее чистовая обработка, лентой р80, А160, скотч брайт средний и тонкий ( названии не помню)

Получился вот такой вот сатин

Для больстера (боюнлукъ) я использую медь толщиной 0.5мм

Размечаю, беру немного с запасом, так же керном размечаю где будут отверстия

сверлю отверстие

Убираю перегородки надфилем и подгоняю под клинок, идеальной точности не нужно

Далее для загибки больстера понадобится вот такое приспособление, (если можно это назвать приспособой), представляет собой, плашка древесины с пазом и отверстием под хвостик ( делать лучше из твердой породы дерева, я сделал из дуба)

Паз фрезерую с помощью простой китайской фрезы по дереву

ну собственно и сама загибка больстера: сперва на грубую, в ручную

далее с помощью этой не хитрой приспособы подгоняю больстер к клинку..для этого понадобится кусок трубы, приплюснутый к краю, молоток и тиски, зажав клинок в тисках, не большими ударами подгоняю больстер (то есть медь принимает форму плечиков)

Подготавливаю дерево, под рукоять (в моем случае blackwood)

разметка бруска: оси размечаю с помощью того же штангенрейсмаса (предварительно брусок нужно выровнять) и разметка отверстии под хвостик

Далее сверловка отверстии (сверлю двумя сверлами, сперва короткой, потом длинной)

при помощи фрезы по дереву, фрезерую паз

убираю перегородки, при помощи пилки от лобзика с «кастомной» рукоятью

закрепив клинок в тисках, подгоняю рукоять, не сильными ударами молотком (бить в меру, так как можно расколоть) и паз делаю примерно на 0.1 мм меньше чем клинок «одетый» в больстер, для плотного прилегания

Далее размечаю, плечики или как их назвать не знаю, скосы на бруске, лишнее срезаю на ленточной пиле и выравниваю на гриндере

обычно я на клинках, закругляю обухи, во время слесарки клинка вылетело из головы( вспомнил перед склейкой и закруглил обух клинка

Теперь все это добро заклеиваю: использую эпоксидный клей суперхват, нравится тем что, затвердевает не сильно быстро и густой ( так как жидкий просачивается между больстером и клинком и после загибки лепестков, проявляется вся эта «красота»

Обезжириваю, смешиваю, получается «гламурный» клей

ну и сам момент соединения деталей

Далее опять зажимаю клинок в тисках, и небольшими ударами плотно загоняю клинок на свое место, вытираю остатки клея и оставляю сохнуть ( струбцинами не стягиваю, так клинок плотно сидит в бруске)

после полного затвердевания клея загибаю лепестки, сперва как бы на черновую руками

далее при помощи молотка и небольшой плашки стали, выравниваю лепестки, не сильными ударами молотка, медь равномерно ложится на плечики бруска

для более плотного прилегания лепестков использую супермомент

разметка рукояти

убираю лишнее

далее отмечаю заново оси и границы рукояти

ну и убираю лишнее с больстера и с самой рукояти

даю форму на гриндере, и дорабатываю напильником

шлифовка наждачными бумагами

полировка на без абразивном скочт брайте, с пастой диалюкс (пропитка датским маслом, осталась за кадром)

теперь ножны.. вкладыш сделал из бука, на фрезерном станке с чпу

небольшая доработка и подгонка вкладыша

обдирка и шлифовка вкладыша

пропитка датским маслом

теперь пошивка ножен, изготавливаю лекало, при помощи фольги и малярного скотча ( Муса спасибо большое, за мастер класс по ножнам)

Разметка на коже

Так как кожа не толстая(толщина кожи составляет 1-1.5мм) с ней легко справляются ножницы

разметка отверстии

при помощи бор машинки сверлю отверстие

далее прошивка в стык

далее изготавливаю подвес

вот такие бычаки получились

«подопытный кролик» на фото снизу

источник

Рассказывая про Узбекистан я не могу не рассказать про узбекский национальный нож — пчак. Пчак или печак (узб. Pichoq — «нож») — национальный нож среднеазиатских народов — узбеков и уйгур. Традиционно имеет прямой широкий клинок из углеродистой стали клиновидного сечения с односторонней заточкой, иногда с узким долом вдоль обуха. Тонкая круглая в сечении рукоять крепится на уровне обуха, слегка расширяется к головке, иногда оканчивается клювовидным навершием. Она может быть сделана из рога, кости или дерева, также наборной из цветного камня. Пчак носится в широких прямых кожаных ножнах. Распространён по всей Средней Азии с небольшими отличиями в орнаменте и пропорциях.

В Узбекистане из делают в основном в восточной и центральной части страны — в Хиве таких ножей уже не было, только привозные. В Бухаре, в самом центре города, находится несколько мастерских, в которых делают пчаки, но цены здесь какие-то запредельные, видимо, расчитанные за приезжающих на день туристов.

Основная заготовка для ножа — автомобильный клапан, но также делают и из какой-то дешевской нержавейки, но именно ножи из углеродистой стали ценятся больше всего. Есть и сталь получше, есть дамаск, но цены на такие ножи соответствующие.

После ковки ножи получают рукоять из стекловолокна, оргстекла, металла, рога, кости, а потом грубо затачиваются на точильном круге

После полировки на них часто наносится рисунок или надписи

Я так и не понял, зачем нож покрывается тонким слоем горячего парафина (?)

Видимо для того, чтоб потом специальной кисточкой рисуют эскиз, который в будущем будет рисунком или надписью

Финальную заточку делают на таком точильном камне

Иногда, по желанию клиента, наносят дарственную надпись

Я в Ташкенте на рынке вот такой себе прикупил — отличный нож в хозяйстве! Точится об вилку

источник

Что представляет собой нож узбекский? Этот вопрос может заинтересовать многих людей. Конечно, нож дарить не принято, однако иногда можно и отказаться от суеверий или приобрести его для себя. Ведь это не просто обыкновенная вещь. Нож узбекский – шикарный предмет интерьера, который параллельно может выполнять множество стандартных кухонных работ. Самое главное — разобраться, какой именно нужен. Цены и материалы таких изделий заметно отличаются.

На что стоит обратить своё внимание при выборе определённой модели? Нож узбекский отличается в первую очередь своей рукоятью и различными основаниями крепления лезвий. На изготовление таких вещей мастерами тратится много времени и сил. Потому рукоять из оргстекла или пластика вы, скорее всего, не увидите. Настоящий нож узбекский будет сделан так, как это видит именно мастер своего дела. То есть рукоять его будет выполнена из рогов сайгака, козла или джейрана.

Украшаются они затейливой резьбой, различными красками. Чем больше работы проведено над рукоятью, тем, естественно, дороже будет стоить нож.

Есть отличия и ещё в некоторых деталях. Узбекские ножи имеют немного разные лезвия: небольшие, среднего размера и широкие. Всё опять же зависит от того, для чего они предназначены.

Универсальные рабочие ножи, например, подходят для нарезания хлеба, пирогов и т. д. Массивные большие модели с широким продолговатым лезвием идеальны для шинковки овощей. Например, капусту резать таким ножом очень удобно. Их мощный вес превращает эту процедуру в сплошное удовольствие.

В общем, узбекский кухонный нож (пчак) – довольно своеобразная модель. Узнать его очень легко. Клинок кайке выковывают, как правило, из углеродистой стали. Хотя встречаются очень часто также и пчаки из нержавейки. Впрочем, не важно, из какой стали выкован клинок, главное — не из единого куска. В этом случае он просто ломался бы в области шейки, к примеру, при падении. Во избежание таких проблем возле рукоятки привариваются специальные хвостовики из более прочной стали.

Длина клинка чаще всего составляет от 16 до 22 сантиметров. Толщина у рукояти — около 5 миллиметров. При этом она уменьшается к острию. Клинок в сечении также сужается к лезвию от обуха. Ширина его может составлять до 5 сантиметров. Таким образом, геометрия ножа – очень неплохая. Поэтому и продукты им резать довольно удобно.

Как правило, к пчаку прилагаются ещё и ножны. Обычно изготавливают их из кожзаменителя, добавляют картонные вставки, украшают аппликацией или бисером. Однако есть и более дорогие варианты. Иногда ножны изготавливают из кожи, украшают плетением из толстого шнурка или тиснением. Прилагаются они к дорогим пчакам. Реже встречаются металлические и комбинированные ножны. В общем, выбор довольно широк.

Давайте рассмотрим также плюсы и минусы представленных на современном рынке моделей.

Во-первых, узбекские ножи отличаются невероятной энергетикой и красотой. Во-вторых, точить их постоянно не нужно, так как они долго сохраняют свою функциональность. Главное — использовать для этого круглую ножку фаянсовой пиалы.

Что касается недостатков: если вы не умеете точить ножи на данном оборудовании, вы можете их просто-напросто загубить. Даже на специализированных точках на разнообразных узбекских базарах нужно находить настоящих профессионалов. В противном случае ножи будут заточены «в ноль».

Кроме того, эти ножи не любят горячую воду. В лежачем положении в мокром виде их оставлять нельзя. Поверхность может заржаветь. Ножи нужно обязательно насухо вытирать – в таком случае никаких проблем не будет. Одним словом, необходимо просто знать, как с этими вещами обращаться.

Итак, допустим, вы решили приобрести одну из вышеуказанных моделей. Как купить хороший нож? Узбекский пчак ни в коем случае нельзя приобретать, обращаясь за помощью к разнообразным службам доставки, выбирая товар в каком-либо каталоге. Его необходимо обязательно подержать в руках, чтобы понять, что это именно то, что нужно.

Перед вами может лежать множество, казалось бы, одинаковых ножей необходимой вам формы. Однако на самом деле они абсолютно разные. Похожи они только с виду. Так как их изготавливают вручную, при выборе нужно быть очень внимательным — подержать несколько моделей по очереди. Вы должны ощутить движение лезвия, почувствовать, как именно будет ложиться рукоять. Вам необходимо найти «свой» нож. С ним движения руки станут уверенными, то есть работать с ним будет очень легко. В целом приобрести нужную модель вовсе не сложно. На это просто необходимо потратить немного своего времени. И в итоге вы получите прекрасного помощника на своей кухне!

источник

Опубликовано 03.02.2018 Tathunter.ru Ножи // 0 Comments

При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом , видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще…(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард…

Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.

Это — самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак».

Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3).

Читайте также:  Как сделать самому наливной пол для квартиры

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.

Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.

Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная – только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.

В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках.

Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам).

С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет — просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов — это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно – узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.

«БРИНЧ» — полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину – это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»

Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно – даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).

В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками – крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна – древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож – незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни.«Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть – все можешь!» – сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего — резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия.

Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но… только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век – это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием.

Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается.

Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный — не получил бы такого распространения!

Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.

Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)

Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).

Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».

В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу – снятие шкуры, обвалку.

Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется – на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» — полуконвертом.

Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.

«Старококандский» — клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.

Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.

«Толбарги» — мясницкий нож для разделывания туш животных,

«казахча» — для разделки рыбы.

Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.

Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.

Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).

Ну и еще фото ножей из Ташкента

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»

Это ножи из СУАР (Синдзянь –Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи – название закрепилось по центру производства – городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!

Старобухарский. Уйгурские мастера

Афганка. Уйгурские мастера.

Старококандский. Уйгурские мастера.

Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.

Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) – для женщин.

Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака.На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.

Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, –накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде – прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент — только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде – определенный орнамент или клеймо)

Читайте также:  Как сделать светящиеся шнурки как сделать самому

Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.

На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»

Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте – золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер – ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто — высший пилотаж!»): — клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все — десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.

Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи – и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф , видимо, будет удобней. Но для дома…

Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.

То есть получили отличный универсал.

Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два – кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.

Нож из Бухары. Музей артиллерии , инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»

Замечу, что «музейный» экспонат назван просто – «Нож из Бухары»

Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.

Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.

С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард – это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него , как правило, упрочняется.

Так что я считаю, что у меня – пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.

Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак – это никак не бренды, а просто названия одного изделия – ножа – на разных языках («печак» — по-татарски, «пичок» — по- узбекски, «пшах» — по-азербайджански, «корд» — по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы – к другой, тюркской)

Есть еще «бычак» — карачаевский нож (см. статью «Бычак – нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники — балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.

Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)

Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:

-национальный узбекский нож (пичок, или пчак)

-национальный таджикский нож (корд)

-национальный уйгурский нож (пчак)

-национальный карачаевский нож (бычак)

Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год

Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)

В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.

С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).

На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»

В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»

Так, известный мастер Комилжон Юсупов , посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.

Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).

Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…

Усто Абдувахоб и его ножи:

Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.

И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.

— хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;

— хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;

— чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;

— отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;

По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».

Выбор пчака очень непростое дело, поэтому самый лучший вариант – выбирать нож от мастера, известного хорошим качеством своих изделий (благо, с недавних пор можно заказать в Интернет магазинах ножи работы конкретного мастера из Узбекистана или Таджикистана, а также прочитать отзывы пользователей на ножевых форумах). Но в любом случае нож надо стараться подержать в руках. Дело в том, что все-таки на сегодняшний день создание пчаков является полукустарным производством и при колоссальном росте рынка, в первую очередь в России, трудно ожидать стабильности даже от известных пичакчи. Да и подтвердить авторство не всегда представляется возможным. Иногда даже у уже известных мастеров можно приобрести никуда не годный товар, в то же время у совершенно незнакомого мастера можно найти отличный образец. Мне практически не доводилось видеть пчаков, которые не имели бы каких-либо недочетов- всех их надо было «доводить до ума»

Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова

Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды

Правда, есть небольшой нюанс – мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая ( по сравнению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее…

Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.

Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:

Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54

Сталь CPM 3V , HRC – около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный

Нож С.Кутергина и М. Нестерова

Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59

Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм,ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять – орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего

Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.

Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.

Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты – сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.

Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже , чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.

В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось

Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!

Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.

Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум «RusKnife»

Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову («Дукан Востока») и Александру Мордвину («Пчак- ножи ручной работы»)

источник

Пчак, печак (узб. pichog — нож) – национальный нож уйгуров и узбеков с широким прямым клинком. Этот нож появился примерно в конце XIV или в начале XV веков и, несмотря на столь давнюю историю, его формы остаются неизменными и в настоящее время.

У уйгурских мастеров шире ассортимент и больше разнообразия в форме клинков. В традиционном исполнении узбекские и уйгурские пчаки с приподнятым клинком (Кайик) и прямым обухом (Тугри) функционально ни чем не отличаются друг от друга. За то отличия в материалах и отделке колоссальны. Нет двух одинаковых пчаков, каждый из них индивидуален.

Клинки пчаков ковались из сталей самого разного качества. Простые предназначались для изготовления ножей для небогатых слоев населения. Квалифицированные мастера предпочитали работать на заказ и изготавливали клинки для состоятельных граждан из высококачественной стали, колдовали над ее закалкой.

Клинок пчака изготавливался в разных вариантах, согласно своему назначению.

Читайте также:  Как самому сделать каток для газона

1-й вариант — самый распространенный, когда кончик клинка приподнят вверх выше обуха клинка более чем на 5 мм — «Кайик».

2-й вариант — это нож, у которого клинок с ровным и прямым обухом — «Тугри пчак» или, как его еще называют, «Кассоб пчак». Такой вариант предназначался, в основном, для мясников.

Особенностью узбекского и уйгурского ножа является тонкая округлая рукоятка, которая прикрепляется на уровне обуха, расширяясь к концу. Иногда рукоятка заканчивается крюкообразным изгибом. В древности рукоятку пчака изготавливали из материалов доступных в те времена: дерева, кости, рога.

В наши дни разнообразие материалов гораздо шире. Кроме традиционных материалов рукояти изготавливают из оргстекла, текстолита, латуни, меди и так далее.

Форма рукояти бывает двух видов:
1) Ёрма — это значит накладки с 2-х сторон на хвостовике. Она состоит из двух плашек, которые крепятся к хвостовику.

Прежде чем закрепить плашки, формирующие рукоятку, припаивают гарду и к хвостовику по периметру припаивают полоску из меди, латуни или серебра. Плашки скрепляются металлическими или медными заклепками. Также рукоять может быть наборной, выполненной из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней (например из садафа (переламутра).

2) Сухма — т.е. целиково-всадная рукоять. Она состоит из целикового материала, который можно вставить в хвостовик и этим придать в рукояти классическую форму, которая подходит практически под любую руку. Вариант формы рукояти сухма изготавливается из рога разных животных, оргстекла, текстолита, латуни, меди и других материалов. В инкрустации также могут быть использованы материалы из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней.

В былые времена и по сей день, каждый уважаемый мастер обязательно ставил на изготовленном качественном ноже свое клеймо, так называемое «тамга». Главными элементами клейма была исламская атрибутика — изображение звезд и полумесяца. Современные мастера, занимающиеся изготовлением ножей также отмечают свои уникальные изделия символами ислама или же ставят клеймо хлопка, название городка, где изготавливают эти ножи или номер дома, где живет сам мастер. Но есть мастера, которые не ставят клеймо, так как работу этих мастеров можно узнать по уникальным, четким рисункам на гарде или изумительной, качественной работе. Свои личные данные мастер, при желании, может выгравировать с другой стороны лезвия или на рукояти ножа.

Клинок дорогостоящего пчака украшают национальным орнаментом, а рукоятку — круглыми декоративными элементами, называемыми «кёз» или на персидском «чашмак»- это значит»глаз, глазки», которые изготавливаются либо из цветных или драгоценных металлов, либо из кости или перламутра, которые впрессовывают в плашки рукоятки.

Ножны для пчака шьют из натуральной кожи или плотной материи и украшают драгоценными или полудрагоценными материалами (например: латунь, медь, серебро). Внутри них предусмотрены специальные деревянные вставки, чтобы при вытаскивании ножа ножны оставались целыми. Ножны довольно глубокие, так как пчак туда вставляется без дополнительной фиксации. Как и рукоять, они украшаются декоративными цветными кружочками, часто просто нарисованными краской.

У любой конструкции есть слабые и сильные стороны. Сильная сторона пчака — рез, чистый и плавный. Рубка — не его стихия, я бы не стал пытаться рубить им кости, а вот овощи, мясо, фрукты обрабатываются изумительно легко.

Удобная, плотно сидящая рукоять кажется тонковатой, но это лишь первое ощущение. В ширину она больше, чем в толщину, не скользит, если обжирена или намокла. Хотя сделана бывает из скользких материалов — в основном камень, рог, плекс, текстолит.

Подавляющее большинство пчаков, кроме уж совсем специальных мясницких, которые уже и не ножи, а, скорее, секачи, заточены от обуха. Правятся на донышке пиалы, на натянутом ремне с абразивной смазкой.

В драке пчак держат как прямым, так и обратным хватом, предпочтение отдаётся секущим косым ударам с быстрым уводом назад-вбок.

Я покупал два пчака (на фото) — один в подарок, второй себе на кухню. Выбирал их по руке в шоу-руме «Русских Ножей» — у обоих сталь ШХ-15, инкрустированные рукояти, ножны из честной кожи.Оба экземпляра производства «Дукан Востока», оба сведены на мой вкус для пчаков толстовато и перетачивались.

источник

Большой интерес для коллекционеров представляет узбекский нож, который отличается универсальностью в использовании, имеет богато украшенную ручку и хорошее качество изготовления. Такой шикарный клинок станет отличным подарком для каждого, кто по достоинству ценит холодное оружие. На сегодняшний день известно множество разновидностей пчака — от ножей для использования на кухне, до богато украшенных моделей для коллекционеров.

Узбекский нож или как его еще называют пчак — это традиционное оружие среднеазиатских народов, с широким клинком необычной формы и односторонней заточкой. Изготавливаются такие клинки из высокопрочной углеродистой стали, ручка может быть сделана из древесины, металла, рога или костей экзотических животных. Носится пчак в прямых широких кожаных ножнах и пользуется популярностью в странах Средней Азии, где встречаются многочисленные вариации этого оружия, отличающиеся пропорцией лезвия и орнаментом.

К особенностям клинка относят следующее:

  • Необычная форма лезвия.
  • Односторонняя заточка.
  • Деревянная и костяная ручка.
  • Богато украшенная рукоятка.

Длина узбекского пчака обычно составляет 12−27 см. Толщина рукоятки 6−7 мм. Сечение клинка обычно сужается от обуха к лезвию. Оригинальная геометрия лезвия позволяет с легкостью резать продукты, при этом клинок отлично сбалансирован. Он имеет оптимальные весовые характеристики, удобно лежит в руке, а благодаря расширенной рукоятке подойдет людям с большой и средней по размеру ладонью.

Узбекский пчак — это модифицированный азиатский нож, который был известен еще в IV веке до нашей эры. В дальнейшем распространение получили несколько разновидностей такого оружия, наибольшей популярностью из которых пользовался именно пчак. Такой клинок чрезвычайно эффективен, универсален в использовании и при этом имеет привлекательный внешний вид. С одинаковым успехом это оружие может использоваться как в быту на кухне, так и рассматриваться в качестве боевого.

По одной из версий такое оружие с оригинальной формой клинка появилось во времена покорения Российской империей Узбекистана и всей Средней Азией. Новые власти, опасаясь волнений и мятежей среди местного населения, запрещали им различные виды холодного оружия. Необычная форма лезвия позволяла использовать нож исключительно для приготовления пищи или в быту, а вот для использования в боевых целях такой клинок не подходил, он был разрешен только в Азии и на Кавказе.

Сегодня наибольшей популярностью пользуются декоративные модели, которые имеют богатую резьбу по лезвию и оригинальные рукоятки, выполненные из кости или рогов экзотических животных. Ранее самыми качественными и дорогими считались узбекские ножи, которые изготовлены мастерами вручную. Такое оружие изготавливается крупнейшими оружейными мастерскими, на которых следуют многовековой традиции, соблюдая все пропорции и особенности классического пчака.

Коллекционеры ценят узбекские ножи за их невероятную красоту и энергетику. Лучшие экземпляры могут иметь стоимость в несколько тысяч долларов, они изготовлены известными мастерами и представляют собой настоящие произведения искусства.

К преимуществам этих ножей можно отнести следующее:

  • Универсальность использования.
  • Стильный внешний вид.
  • Долговечность и прочность.

Недостаток таких клинков — сложность заточки, а также необходимость правильного ухода за оружием. Так, пчак плохо переносит воду, поэтому поверхность лезвия следует насухо вытирать, что исключает образование ржавчины. Нужно также учитывать высокую стоимость таких ножей, которая может достигать 50 000 рублей и более.

Особенностью этого ножа является рукоятка и способ крепления декоративных накладок к лезвию. Именно на выполнение рукоятки мастерами тратится больше всего сил и времени. Настоящий узбекский нож выполняется исключительно с ручкой из древесины или кости. Также ценятся модели, выполненные из рогов редких животных. В качестве украшения могут использоваться различные инкрустации дорогих материалов, драгоценные металлы и ювелирные камни. Стоимость такого ножа будет напрямую зависеть от сложности выполнения рукоятки и используемых для украшения материалов.

Классический чертеж ножа пчак включает следующие элементы:

  • Тыг — клинок.
  • Тамго, то есть клеймо.
  • Гольбанд — бостер.
  • Черенок — доста.
  • Кез — основание рукоятки.
  • Бринч — закругление рукоятки.

Сегодня известно несколько разновидностей узбекских ножей, которые имеют широкие и средние по своему размеру лезвия. Универсальные рабочие разновидности выполняются с длиной клинка 8−9 см, отличаются качеством заточки, а благодаря своей оригинальной форме они характеризуются великолепной режущей способностью. Массивные разновидности станут отличным вариантом для шинковки овощей. Они сбалансированы, хорошо ложатся в руку, а их использование не представляет особой сложности.

Принято разделять узбекский нож пчак в зависимости от его назначения. Красиво украшенные модели, которые изготовлены из нержавеющей стали, предназначаются в большей степени для украшения и особо ценятся у коллекционеров. Если же выбирают нож для работы и использования в хозяйстве, то предпочтение отдают оружию из сверхпрочной углеродной стали. В последнем случае закалка может выполняться зонной, исключительно у режущей кромки лезвия.

У стандартных рабочих моделей показатель прочности обычно составляет 50−54 единиц, поэтому, даже несмотря на использование высокоуглеродистых сталей и наличие закалки у лезвия, удерживать длительное время остроту режущей кромки зачастую не представляется возможным. Для заточки пчаков используются специальные камни и ножницы для правки формы, что позволяет упростить использование такого оружия. Для повышения прочности углеродистой стали ее могут оксидировать, для чего погружают в раствор железного купороса или наукатской глины.

Коллекционные модели имеют ручку, богато украшенную гравировкой, которая сверху покрывается прозрачной эмалевой краской. Также ценятся варианты, в которой рукоятки украшены вставками из берёзы и перламутра. Лучшие мастера, которые работают над таким оружием вручную, оставляют на лезвии так называемое тамго. Это подпись-гравировка мастера, который изготавливал конкретную модель. Опытные коллекционеры, которые хорошо разбираются в таком оружии, по одной гравировке-подписи смогут определить местность, где был изготовлен конкретный нож, и мастера, работавшего над таким оружием.

Выбирать клинок необходимо с учетом того, для чего предназначен нож пчак, как он будет использоваться. Если требуется оружие для работы на кухне, то предпочтительно использовать классические узбекские пчаки, форма лезвия которых идеальна для нарезания мяса, фруктов и овощей. А вот коллекционеры выбирают староаккадские разновидности и уйгурские ножи пчаки ручной работы, которые обладают оригинальным внешним видом, имеют богатую инкрустацию на лезвии и рукоятке. Они высоко ценятся любителями оружия.

Приобретая такой нож, лучше всего воздержаться от заказа в различных интернет-магазинах. Иначе можно купить некачественное оружие, которое не только не соответствует всем классическим требованиям к узбекскому пчаку, но быстро выйдет из строя и потребует заточки буквально через несколько месяцев использования.

Покупать ножи лучше всего в специализированных магазинах, в которых можно быть полностью уверенным в качестве предложения. Коллекционеры приобретают их на специальных аукционах и тематических форумах. Такие клинки имеют все необходимые документы и сертификаты, позволяющие подтвердить их оригинальность и происхождение.

Стоимость узбекского ножа будет зависеть от конкретной модели, материала из которого он изготовлен, а также бренда производителя. Самые простые клиники могут иметь цену в 500−1000 рублей. Ножи из Узбекистана, сделанные по всем канонам, будут иметь уже стоимость 2−3 тысячи рублей.

Модели, которые выполнены известными мастерами оружейниками, работавшими над такими клинками на протяжении многих дней, оцениваются в 20−30 тысяч рублей и более. У коллекционеров также ценится оружие, которому исполнилось 100 лет и более. Ножи изготовлены исключительно вручную, имеют привлекательный внешний вид, что позволяет им стать бриллиантом в коллекции каждого любителя холодного оружия.

Приобретая ножи, следует помнить, что у отдельных моделей длина лезвия превышает 90 мм. Такие клинки относятся уже к категории холодного оружия со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Их использование будет представлять определенную сложность, поэтому они востребованы лишь у коллекционеров или же у покупателей, которые имеют соответствующие разрешения на ношение холодного оружия.

Узбекские национальные пчаки — это универсальное в использовании оружие, которое ценится коллекционерами и используются в быту при приготовлении пищи. Важно правильно подобрать такой нож, который изготовлен с соблюдением всех требований к классическим моделям, выполнен из прочной углеродистой стали, что существенно упрощает его последующее использование. Необходимо учитывать все рекомендации по выбору, в том числе воздержаться от покупки узбекских пчаков в магазинах, где не гарантируют высокого качества оружия.

источник